- Настало время новой политэкономии
- Как Европа воюет с российским газом и газопроводом
- «Война» и нефть, или 100 долларов за баррель не за горами
В то время как некоторые потребительские товары дорожают на 50 и более процентов или вовсе исчезают из продажи, цены на бензин остаются неизменными. Некоторые эксперты даже ожидают в ближайшее время падения средней стоимости литра бензина на 3–4 рубля. «Октагон» разбирался, действительно ли это так, что государство делает для поддержки отрасли и каковы прогнозы на ближайшие месяцы.
Вплоть до конца февраля розничные цены на бензин в России планомерно росли. В частности, на столичных заправках еженедельный рост в среднем составлял 0,2–0,7 процента. Повышались и биржевые цены, однако за первую неделю марта они сократились примерно на 10 процентов. К 10 марта снижение достигло почти 25 процентов. Затем подъём цен на бирже восстановился, однако розничные цены оставались на прежнем уровне, в ряде регионов даже незначительно снижаясь.
Ключевой причиной стало сокращение экспорта нефтяными компаниями, а также перенаправление части продукции белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на российский рынок. О том, что на внутреннем рынке есть все предпосылки для снижения розничных цен, заявил глава Федеральной антимонопольной службы РФ Максим Шаскольский. Подтвердили это и представители бизнеса.
Первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал сообщил, что уже в последнюю неделю марта цены на бензин могут упасть на 3–4 рубля за литр. Однако он оговорился, что этот тренд может быть краткосрочным, поскольку апрельские закупки на АЗС будут дороже мартовских из-за высокой ключевой ставки Банка России.
Вероятно, опасаясь нового роста, в Госдуме решили упредить удар и выступили с инициативой ввести госрегулирование цен на топливо в России. Комитет Думы по промышленности и торговле направил в кабмин соответствующие поправки к законодательству (речь идёт о законопроекте «О внесении изменений в статью 15 закона Российской Федерации “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”», который уже принят в первом чтении). Об этом рассказал глава комитета Владимир Гутенёв.
Как следует из поправок, в период действия западных санкций Правительство будет вправе устанавливать предельные оптовые и розничные цены на бензин и дизельное топливо. Эксперты восприняли эту инициативу крайне негативно, сочтя её не только вредной, но и бессмысленной.
– Ограничение цен нарушило бы эффективность поставок. В нынешней и без того трудной экономической ситуации это стало бы дополнительным ударом для предпринимателей, – заявил «Октагону» руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
«Бизнес не может работать с нулевой прибылью. Чтобы его заставить, придётся вводить новые административные меры, которые в итоге приведут к тому, что, фигурально выражаясь, в городе будет пять заправок, две из которых будут закрыты».
Григорий Баженов
руководитель аналитического центра Независимого топливного союза
Самое же главное, по его словам, заключается в том, что потребности в ограничениях нет. В России и так наблюдается значительный профицит нефти и нефтепродуктов.
– Сейчас у многих экспортёров отрубаются каналы экспортных продаж. Куда девать это топливо? Оно будет идти на внутренний рынок. Коль скоро поставки переправляются внутрь, цены будут ниже того уровня, который мы видели обычно. Проблема выдумывается там, где её на данный момент нет, – считает Баженов.
В марте Минэнерго разработало собственный антикризисный план для топливно-энергетического комплекса, который также частично касается рынка нефтепродуктов. В частности, ведомство предлагает снять запрет на продажу алкоголя на АЗС. Эту меру в Независимом топливном союзе приветствуют, подчёркивая, что либерализация режима деятельности, безусловно, пойдёт бизнесу на пользу. Впрочем, говорить о том, что благодаря появлению пива на заправках резко подешевеет топливо, нельзя.
– Напрямую эта мера на топливные цены не повлияет, поскольку в первую очередь стоимость литра бензина зависит от оптовой конъюнктуры, – поясняет Григорий Баженов. – Однако в целом возможность реализации алкоголя на АЗС позволит предпринимателям быть более устойчивыми к всплескам оптовых цен и удерживать цены, чтобы оставаться конкурентоспособными.
«Инициировать принятие в ускоренном порядке находящегося на рассмотрении Госдумы РФ законопроекта о разрешении реализации на АЗС слабоалкогольной продукции (Проект федерального закона № 85878-7. – τ.)» предлагал ещё в конце прошлого года в своём итоговом отчёте Российский топливный союз.
В рамках поддержки отрасли Минэнерго также намерено позволить нефтяным компаниям не спешить с модернизацией НПЗ. Сроки модернизации заводов по уже заключённым соглашениям с нефтяниками предлагается продлить на два года. Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов полагает, что это решение никак не скажется на качестве топлива и может стать определённым подспорьем для нефтяников.
– Модернизация НПЗ как государственная программа в России началась в 2011 году и должна была длиться до 2028 года. В стране работают около 30 крупных заводов. К началу 2010-х годов средний показатель глубины переработки на них составлял порядка 72 процентов. Сегодня он превышает 84 процента. Для сравнения: среднеевропейский показатель – 85 процентов, – отмечает он.
«Большинство российских заводов уже перешли на выпуск моторного топлива пятого экологического класса (“Евро-5”), а некоторые – и “Евро-6”. Так что с точки зрения качества топлива все задачи уже решены».
Александр Фролов
заместитель гендиректора Института национальной энергетики
Последующая программа модернизации предполагает дальнейшее увеличение глубины переработки и усиление нефтегазохимической составляющей в нефтепереработке. Её сроки, по словам эксперта, сдвигаются, поскольку возникла неопределённость с поставками оборудования от европейских компаний.
– Если в связи с санкциями будут перебои с поставками, нужно будет понять, какая существует альтернатива. Возможно, некоторым заводам придётся пересмотреть свои проекты модернизации. Это повлечёт за собой смещение сроков, что, вероятно, понимают в Минэнерго, – говорит Фролов.
В связи с высокой степенью неопределённости эксперты и участники рынка с осторожностью делают прогнозы относительно дальнейшего движения топливных цен, однако склоняются к тому, что резкого роста ожидать не следует и возможно их дальнейшее снижение.
– При текущих условиях, котировках и налоговом режиме нет предпосылок для взлёта цен. Наоборот, создаются предпосылки для незначительного снижения, – уверен Александр Фролов.
Григорий Баженов обращает внимание на то, что в целом для отрасли наступают непростые времена. Он не исключает консервации скважин, снижения объёмов добычи, переработки и экспорта.
– Однако внутренний рынок будет насыщен в должном объёме, – убеждён он. – Внутренний фактор спроса и предложения будет определять цену. А в силу того, что предложение сейчас увеличивается, я бы ставил на снижение цен на топливо. Конечно, конкретных локальных проблем исключать при этом нельзя.
Что касается инфляции в целом, по его словам, доля автомобильного топлива в структуре индекса потребительских цен невелика – около 2,5–3 процентов. Это означает, что, к сожалению, даже снизившиеся цены на бензин не смогут потянуть за собой вниз инфляцию. Другие факторы пока перевешивают, и с высокой долей вероятности к концу года будет достигнут обратный эффект – стоимость бензина под воздействием инфляционного давления также пойдёт вверх.