- Газовые гиганты формируют новое энергетическое пространство
- Иркутские мечты о газификации пошли на экспорт
- Как США обогащаются на дефиците газа в Европе
20 лет прошло с тех пор, как в Брюсселе «Газпрому» было дано меткое, по мнению европейцев, определение – «неестественная монополия». Тогда же странами Евросоюза был сформулирован курс на европейскую «энергобезопасность» и «энергонезависимость» от России. Тем не менее доля компании на рынке ЕС росла вплоть до 2021 года. В этом году «Газпром» сам решил, что Европа для него больше не приоритет, и зафиксировал это в своей долгосрочной программе. Западный рынок перестал быть для него стратегически важным как минимум на десятилетие.
Вопрос об актуализированной долгосрочной программе развития «Газпрома» на 2024–2033 годы был вынесен на заочное голосование совета директоров газовой монополии 22 июня. За изменение программы все 11 членов совета проголосовали единогласно.
В итоге было принято решение поручить председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру «внесение в порядок планирования <...> изменений, предусматривающих исключение из системы стратегического планирования “Газпрома” стратегического целевого показателя первого уровня газового бизнеса “Доля на рынке газа стран европейского региона”». Таким образом, в «Газпроме» официально признали, что расширение присутствия на европейском рынке больше не является приоритетом, и дальнейшие планы компании не включают в себя удержание или наращивание доли в энергобалансе государств ЕС.
По факту резкое снижение доли уже произошло в минувшем году, когда поставки «Газпрома» в страны Евросоюза сократились в 2,5 раза – до 62 млрд кубометров (более чем за 30 лет). Падение продолжилось и в этом году: в первом квартале доля компании в европейском импорте составляла 7,5 процента. Для сравнения: за аналогичный период 2022-го – 28 процентов, 2021-го – около 40 процентов. По итогам текущего года, по различным оценкам, объём поставок «Газпрома» в ЕС может составить около 23 млрд кубометров.
В целом за прошлый год «Газпром» экспортировал в страны дальнего зарубежья 100,9 млрд кубометров против 185,1 млрд кубометров годом ранее. Добыча снизилась с 515 млрд до 413 млрд кубометров. Утрату европейского рынка в компании пытаются компенсировать наращиванием поставок в Китай.
Как написал в своей статье вице-премьер РФ Александр Новак, «в течение года активно наращивались поставки газа в КНР. Не раз были обновлены рекорды суточной транспортировки российского газа по газопроводу “Сила Сибири”. В результате поставки газа в Китай по “Силе Сибири” увеличились на 48 процентов и достигли исторического максимума в 15,4 млрд кубометров» (журнал «Энергетическая политика»).
Потенциал роста поставок в восточном направлении пока инфраструктурно ограничен, хотя, как пишет Новак, «работа по дальнейшей диверсификации экспортной инфраструктуры» активизирована. «Газпром» прорабатывает ускорение строительства «дальневосточного маршрута», а также магистрального газопровода «Сила Сибири – 2». В перспективе (к концу десятилетия) проектная мощность «Силы Сибири – 2» может составить 50 млрд кубометров в год.
В общей же сложности Китай сможет получать до 98 млрд кубометров российского газа, что примерно на треть меньше, чем у «Газпрома» покупала Европа в лучшие годы.
Под вопросом остаются сроки реализации и, самое главное, то, на каких условиях будут заключаться контракты с китайской стороной.
– Итоговой договорённости по «Силе Сибири – 2» с китайцами нет, и переговорная позиция у «Газпрома» не самая лучшая. Понятно, что Пекин будет максимально изматывать российского партнёра и постарается добиться кабальных для «Газпрома» условий. Напомню, что сегодня Поднебесная покупает газ примерно по 250 долларов за тысячу кубометров, – отмечает руководитель проекта Tekface, эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик.
Несмотря на кардинальное снижение поставок в Европу, экспортная выручка «Газпрома» в прошлом году увеличилась на 14 процентов – до 11,7 трлн рублей, что стало возможным благодаря высоким ценам на газ. При этом чистая прибыль сократилась на 40 процентов, а чистый долг увеличился почти до 4 трлн рублей. В итоге компания приняла решение не выплачивать дивиденды за 2022 год.
Выручка от реализации продукции на внешних рынках является ключевой статьёй доходов монополии. В случае, если мировые цены на газ снизятся, а объёмы поставок в восточном направлении существенно не изменятся, зарабатывать «Газпрому», очевидно, станет сложнее, предупреждают эксперты.
– В среднем цены на газ за десятилетие составляли 250–300 долларов за тысячу кубов. Прошлогодние цены (В среднем 1260 долларов в Европе. – τ.) можно назвать аномальными. Если цены будут колебаться в районе 500 долларов, это в целом терпимо, но всё же «Газпрому» придётся изыскивать иные статьи дохода, – говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
По его словам, закрыть дыру от выбывающих с европейского рынка примерно 100 млрд кубометров газа в обозримой перспективе «Газпрому» не удастся ни на внешних, ни на внутреннем рынке:
«“Сила Сибири – 2” – это всё же проект следующего десятилетия. Газификация регионов также не даст прироста потребления в 100 миллиардов кубов. Но на внутреннем рынке есть одно преимущество: здесь, в отличие от Европы, тарифы растут всегда. И нельзя исключать того, что регуляторы решат более активно наращивать тарифы, обосновывая это тем, что национальному достоянию нужны деньги на газификацию».
Сергей Пикин
директор Фонда энергетического развития
Внутренний рынок на длительный период становится для «Газпрома» палочкой-выручалочкой, соглашается Ирина Кезик:
– «Газпром» активно продвигает либерализацию цен на газ для промышленных потребителей в отдельных регионах, хочет ввести сезонную дифференциацию оптовых цен и запустить систему коммерческой балансировки. Кроме того, он нацелился газифицировать Казахстан и также поставлять по его территории газ в Китай. Но до реализации этого проекта ещё далеко.
Программа долгосрочного планирования «Газпрома» ограничена 2033 годом. По прогнозу Международного энергетического агентства, к началу следующего десятилетия спрос на газ в мире будет почти на 15 процентов выше, чем в 2019 году. В ЕС потребность в газе к 2030 году снизится на 8 процентов. При этом, по предположению ОПЕК, природный газ будет единственным углеводородным ресурсом, который увеличит долю в мировом потреблении.
Максимальный подъём спроса ожидается в Китае, однако и Евросоюз не сократит потребление газа кардинально.
В ОПЕК ожидают, что потребление голубого топлива в Европе в 2030–2035 годах будет составлять около 418 млрд кубометров.
Тем не менее, полагает Сергей Пикин, сейчас выстраивать стратегию в надежде на возвращение на европейский рынок не стоит.
– Европейцы костьми ложатся, чтобы снизить потребление. Сейчас они сокращают его искусственно за счёт ограничений, но в планах к 2050 году вовсе отказаться от газа. Так что может так получиться, что не просто место будет занято, а его вовсе не будет, – считает он.
И всё же окончательно прощаться с Европой рановато. Если «Северные потоки» больше никогда не будут возвращены в строй, на повестке новый проект – газовый хаб в Турции.
– «Газпром» забывает о Европе лет на 10, но не навсегда. Реализация газового хаба в Турции, где компания будет представлена лишь как один и далеко не самый главный поставщик, вселяет надежду на то, что поставки российского трубопроводного газа в Европу увеличатся. Перепродавать его будет уже Анкара, но это тоже вопрос времени, – заключает Ирина Кезик.