Титан потянул ко дну «ВСМПО-Ависма»

Титан потянул ко дну «ВСМПО-Ависма»

Экономика 07 июля 2020 Анна Фёдорова

Корпорация «ВСМПО-Ависма», поставляющая ключевые узлы для мировой авиакосмической промышленности, оказалась на грани остановки не только из-за эпидемии коронавируса. Её давно тянули на дно растущий корпоративный долг, необоснованные расходы и серые схемы работы с персоналом. Бенефициаром предприятия оказался не «Ростех», а частное лицо.

Металлургическое производство, как и большинство отраслей экономики России, серьёзно пострадало из-за пандемии коронавируса – в мае сократилось почти на 10 процентов по отношению к показателям мая 2019 года (по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования). Экспорт с начала года снизился с 30 млрд долларов до 23,5 млрд долларов.

Некоторые предприятия отреагировали сжатием инвестпрограмм, капитальных затрат и оптимизацией должностей. В марте стало известно о сокращении на Среднеуральском медеплавильном заводе (СУМЗ, входит в УГМК) около 90 сотрудников; в мае Трубная металлургическая компания (ТМК) объявила о возможном снижении капзатрат в 2020 году на 25 процентов.

Но больше всего внимания привлекла «ВСМПО-Ависма» – градообразующее уральское предприятие, которое потеряло 32 процента экспортных поставок и понесло убытки.

Параллельно с внешним кризисом в корпорации наметился внутренний: сменился топ-менеджмент, который был у руля больше 10 лет, выросла закредитованность, а сотрудники стали жаловаться на скрытые сокращения. К очередному экономическому спаду предприятие может оказаться не готовым.

Титановый флагман в руках тёмной лошадки

«ВСМПО-Ависма» – одно из первых в мире производств титановой продукции. Завод запустился в 1933 году в Московской области, в военные годы его эвакуировали в Верхнюю Салду. В начале 90-х ВСМПО оказалось на грани закрытия: заказы титана сократились в 30 раз, алюминиевых сплавов – в шесть раз. Спасать предприятие позвали Владислава Тетюхина, который прошёл на заводе путь от мастера до заместителя главного металлурга, а затем работал во Всероссийском институте авиационных материалов в Москве.

В 1993 году Владислав Тетюхин акционировал ВСМПО. Вместе с предпринимателем Вячеславом Брештом они наладили выпуск новой продукции и вышли на новые рынки: заключили контракты с американскими компаниями. К концу 90-х они договорились о поставках сырья и титановых изделий для Boeing и Airbus, присоединили пермское ОАО «Ависма» – крупнейшего в мире производителя титановой губки. К 2002 году предприятие стало одним из мировых лидеров по изготовлению титановой продукции.

Старший вице-президент и генеральный менеджер по авиационным программам компании «Боинг» Майк Кейв и генеральный директор корпорации «ВСМПО-Ависма» Владислав Тетюхин (слева направо) перед подписанием соглашения о создании совместного предприятия. 2006 год.Старший вице-президент и генеральный менеджер по авиационным программам компании «Боинг» Майк Кейв и генеральный директор корпорации «ВСМПО-Ависма» Владислав Тетюхин (слева направо) перед подписанием соглашения о создании совместного предприятия. 2006 год.Фото: Григорий Сысоев/ИТАР-ТАСС

Получить контроль над успешным предприятием пытался сначала Михаил Ходорковский, затем Виктор Вексельберг. От них Тетюхин и Бершт отбились, но расстаться с акциями «ВСМПО-Ависма» им всё равно пришлось: о своих правах на корпорацию заявило государство (которое и помогало отбиваться от олигархов).

«У меня было мнение, что если предприятие принадлежит государству и оно о нём заботится, то это неплохой вариант. У Брешта было иное мнение, хотя и он как человек прагматичный понимал, что других вариантов нет», – рассказывал Владислав Тетюхин в интервью Forbes.

Покупателем акций в 2006 году выступил «Рособоронэкспорт» (сейчас входит в ГК «Ростех»), который в тот момент возглавлял Сергей Чемезов. В собственность госструктуры перешло 66 процентов акций, 4 процента остались у Тетюхина. Сумма сделок составила около 1 млрд долларов – средства «Рособоронэкспорт» взял в кредит у ВЭБ и Сбербанка.

Но под тотальным госконтролем «ВСМПО-Ависма» пробыла недолго. Уже в 2012 году «Ростех» оказался не способен обслуживать кредит и объявил о продаже части акций менеджменту предприятия. К 2020 году у «Ростеха» остался только блокирующий пакет – 25 процентов плюс одна акция.

Основной пакет акций – 65,27 процента – держит сегодня ЗАО «Бизнес Альянс Компани». Владелец компании – правая рука главы «Ростеха» Сергея Чемезова, его бессменный заместитель на посту главы совета директоров «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков. Он также владеет 1,1 процента акций предприятия напрямую. Он же конечный бенефициар компании по экспортным продажам продукции предприятия VSMPO Tirus Ltd. Прибыль проходит через фирму-прокладку CJSC Expotrade. Судя по отчету из реестра Великобритании, прошлый год для VSMPO Tirus Ltd стал менее удачным, чем позапрошлый: в 2019 году компания заработала 2 млн долларов, в то время как в 2018 году – почти 2,4 млн долларов.

По данным Forbes, в 2019 году Шелков получил от «ВСМПО-Ависма» 12 млрд рублей дивидендов.

Несмотря на то, что Михаил Шелков занимает 100-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России (его состояние оценивается в 1 млрд долларов), в публичном пространстве он появляется крайне редко. В Верхней Салде до недавнего времени лишь несколько людей знали, что он является держателем контрольного пакета акций «ВСМПО-Ависма».

Михаил Шелков – конечный бенефициар компании по экспортным продажам продукции предприятия VSMPO Tirus Ltd.Михаил Шелков – конечный бенефициар компании по экспортным продажам продукции предприятия VSMPO Tirus Ltd.Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Фамилия Шелкова всплывала в новостях дважды.

– Его делегировали в Москву, когда нужно было противодействовать планам нескольких членов Совфеда по включению «ВСМПО-Ависма» в список предприятий, продукция которых будет ограничена в рамках контрсанкций против США. Его обсуждали как лоббиста, а не как владельца акций предприятия, – рассказал собеседник «Октагона».

Верхняя Салда под контролем москвичей

После того как Владислав Тетюхин продал основную часть своих акций, он ещё два года оставался гендиректором предприятия. В 2008 году для него создали пост президента «ВСМПО-Ависма», который он занимал до марта 2009 года, а во главе поставили топ-менеджера «Норильского никеля» Евгения Романова.

Как рассказали «Октагону» бывшие сотрудники завода, Романова прозвали северным оленем.

– Он дико и необдуманно стал вмешиваться в структуру завода: пытался разделить ВСМПО на несколько юрлиц, вывести за штат кампании все вспомогательные цеха и оставить только четыре основных из 30. Это был путь к развалу предприятия. Тетюхин добился приёма у Путина, и Романова внезапно уволили – буквально в течение 10 дней, – говорит собеседник «Октагона».

Нужно было срочно найти замену гендиректору – и на должность назначили к тому времени уже президента «ВСМПО-Ависма» Михаила Воеводина. Источник издания добавил, что в глазах жителей Верхней Салды он выглядел «словно ангел» на фоне предшественника.

Воеводин привёл с собой команду: директором по правовым вопросам стал Артём Кисличенко, главным бухгалтером – Дмитрий Санников. Как часто происходит в моногородах, со сменой руководства градообразующего предприятия меняются и власти города: с Воеводиным из Москвы в Верхнюю Салду прибыл новый сити-менеджер Сергей Нистратов. Мэром избрали местного депутата, бывшего работника «ВСМПО-Ависма» Константина Ильичёва.

Михаил Воеводин был в глазах всех ангелом-спасителем после хаотичного управления Евгения Романова.Михаил Воеводин был в глазах всех ангелом-спасителем после хаотичного управления Евгения Романова.Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В последние годы Михаил Воеводин на предприятии появлялся крайне редко. Крёстными отцами города стали Артём Кисличенко и Дмитрий Санников, которые в 2017 году привели в кресло мэра Михаила Савченко. Константина Ильичёва «вежливо попросили уйти», предложив место в «ВСМПО-Ависма», говорит источник «Октагона».

Массовые отставки после проверки службы безопасности

Команда топ-менеджеров «ВСМПО-Ависма» и руководства города работала до мая 2020 года. Первым ушёл гендиректор Михаил Воеводин, с которым месяцем ранее продлили контракт на три года. С ним уволились главбух Санников и директор по управлению персоналом Владимир Карагодин. В конце мая кресла лишился Артём Кисличенко, спустя месяц написал заявление об отставке глава города Михаил Савченко. Правда, через несколько дней Савченко его отозвал.

Артём Кисличенко значится руководителем одной из дочерних компаний «ВСМПО-Ависма» – ООО «Авитранс». Через него корпорация владеет, например, 5,95 процента акций в ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро». В 2018 году «Авитранс», где работают шестеро сотрудников, сгенерировало 7 млрд рублей убытков.

По информации собеседника «Октагона», массовые отстранения начались после проверки предприятия службой безопасности «Ростеха».

– Они подняли всю подноготную и выявили серьёзные злоупотребления, связанные с финансами, – рассказал собеседник издания. По его предположению, Санников мог компенсировать убытки по части высказанных ему претензий.

Был уволен и начальник управления безопасности «ВСМПО-Ависма» Олег Углов. Это событие не афишировалось и косвенно может подтверждать, что на предприятии обнаружились серьёзные финансовые нарушения.

От «ВСМПО-Ависма» ответ на запрос «Октагона» о выявленных на предприятии финансовых нарушениях к моменту публикации не поступил.

Кредиты и убытки крупнейшего налогоплательщика Урала

«ВСМПО-Ависма» публично объясняет проблемы на предприятии ситуацией на мировых рынках.

Из отчётов известно, что за три месяца 2020 года предприятие понесло убытки в размере 8,1 млрд рублей. Значительно выросли кредитные обязательства корпорации. Если на 31 марта 2019 года сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов составляла 89 млрд рублей, то к 31 марта 2020 года – превысила 124 млрд рублей.

При этом у предприятия семь действующих кредитных договоров, каждый из которых – сроком на пять лет. Четыре соглашения «ВСМПО-Ависма» заключила в 2017 году, одно – в 2018 году, два – в 2019 году. Под какие цели корпорация брала займы, не указано.

Теневые кадры уральского завода

Жители Верхней Салды приводят в качестве примера сомнительных схем «ВСМПО-Ависма» сотрудничество с фирмой «Альтернатива ЕК». Она открылась несколько лет назад, как говорит источник «Октагона», по инициативе Владимира Карагодина. Через неё принимали на работу разнорабочих, приехавших из отдалённых городов области. Оформляли по заявлению с открытой датой увольнения, расселяли по вагончикам.

– Желающим работать на «ВСМПО-Ависма» сначала отказывали в трудоустройстве, а потом отправляли в офисное здание через дорогу от заводуправления, где находится филиал «Альтернативы ЕК». Таким сотрудникам официально платили около трети зарплаты – остальное выдавали в конвертах. В случае травм ВСМПО ответственности не несло, поэтому обращались с ними [сотрудниками], как со скотом. Было несколько сокрытых несчастных случаев, – делится знакомый с ситуацией собеседник.

Сотрудники предприятия рассказывают о систематических нарушениях трудового законодательства и в отношении штатных работников. По их словам, всех пенсионеров на протяжении более чем восьми лет вынуждали увольняться. Лишь 15–20 процентов из них после этого принимали обратно по срочному трудовому договору, который заключался на шесть месяцев.

Кроме того, часть финансовых рисков предприятие стабильно перекладывает на рабочих.

– Возникла многолетняя практика лишения рабочих 100 процентов месячной зарплаты в случае неумышленного брака деталей. Каждый месяц по заводу выходит более десятка таких приказов, – сообщают «Октагону» сотрудники (у издания есть копия одного из приказов).

Увольнения поставили моногород на грань бунта

В середине весны корпорация заявила о снижении потребностей в новых самолётах и ремонте старых, остановке производств основных покупателей. Тогда же предприятие объявило о сокращении запланированных на 2020 год объёмов выпуска титановой продукции на 32 процента – с 39 тыс. тонн до 26,5 тыс. тонн.

На этом фоне Михаила Воеводина сменил замгендиректора по развитию бизнеса Максим Кузюк. Он пришёл в корпорацию осенью 2019 года, а зимой 2020 года в его подразделении произошли кадровые изменения – сократили шесть должностей, сотрудникам предложили варианты трудоустройства на предприятии.

В компании говорили, что Максим Кузюк обладает большим опытом работы в области стратегии и развития промышленных активов. Но назначение вызвало резкий рост недовольства среди сотрудников.

– Изначально к нему все отнеслись настороженно, а потом даже хуже, чем к Романову в 2009 году, – он действовал как слон в посудной лавке, – заявляет собеседник «Октагона».

Одним из первых заявлений Кузюка на новом посту стали слова о возможном прекращении работы предприятия в сентябре, если компания не получит новые заказы.

На следующий день вышел пресс-релиз от имени «акционеров “ВСМПО-Ависма”» с опровержением. В сообщении говорилось, что вариант приостановки производства никогда не рассматривался.

– Даже при самом консервативном сценарии развития ситуации на мировом рынке титана предприятие сможет обеспечить доходы свыше 1 млрд долларов. Этого достаточно для стабильной операционной деятельности предприятия в 2020 году, – указывалось в сообщении.

К моменту назначения Максима Кузюка из-за сокращения заказов предприятие перешло на четырёхдневную рабочую неделю. Укоротили и смены – на 20 процентов трудового времени. Соответственно снизилась зарплата.

При Максиме Кузюке начальники цехов получили письменное указание «продолжить работу по выведению оставшейся части коллектива на режим сокращённой рабочей недели». Целевой показатель, по словам собеседников «Октагона», – три рабочих и четыре выходных дня, а значит, и уменьшение зарплаты более чем на 40 процентов от докризисной.

– Важно отметить, что в структуре цены титановых деталей, которые мы продаём, зарплата работников составляет всего 10–15 процентов. Но в период ожидаемого снижения заказов на этом начинают экономить так, словно от неё зависит выживание. В периоды увеличения прибыли зарплаты не росли, а в период падения их режут в первую очередь! Это вызывает злобу и негодование, ведь у всех кредиты и ипотеки, – говорят на предприятии.

С начала года больше тысячи работников «ВСМПО-Ависма» уже лишились своих мест.С начала года больше тысячи работников «ВСМПО-Ависма» уже лишились своих мест.Фото: Владимир Жабриков/URA.RU/TASS

В действительности с начала года больше 1000 человек уже лишились своих мест – корпорация отказалась от сотрудничества с «Альтернативой ЕК». На самом предприятии, по словам собеседника «Октагона», идут «скрытые увольнения».

– Схема простая: вызывают слесаря с зарплатой 33 тыс. рублей, предлагают на выбор перевестись на должность технички или посудомойки с зарплатой 12 тыс. рублей. Он отказывается – его увольняют, – поясняет источник издания. В случае ухудшения ситуации люди готовы выйти на митинги, добавляет он. Пока работники производственных цехов ограничиваются итальянскими забастовками.

Приезд главного акционера

2 июля «ВСМПО-Ависма» сообщила о назначении нового гендиректора. Им стал бывший вице-президент горно-металлургического холдинга ЕВРАЗ москвич Сергей Степанов.

После появления этой информации представители отрасли начали строить различные гипотезы относительно проникновения человека ЕВРАЗа на титановое предприятие. В частности, обсуждалась тема интеграции. Однако представитель ЕВРАЗа в разговоре с «Октагоном» эту версию отверг. По его словам, уход Степанова был его личной инициативой.

– Для «ВСМПО-Ависма» и российской промышленности в целом его приход означает проявление давней тенденции, заключающейся в том, что во главе подобных корпораций становятся люди, не начинавшие на них работать с самых низов. Это отнюдь не означает, что они могут быть хуже коренных заводчан, наоборот, они могут принести с собой свежий взгляд и идеи, – комментирует «Октагону» промышленный эксперт Леонид Хазанов.

По информации «Октагона», коллективу и властям на этой неделе его лично представит главный акционер «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков. Планируется, что заседание совета директоров впервые за несколько лет пройдёт в Верхней Салде.

– В ближайшие дни кардиальных изменений на «ВСМПО-Ависма» явно не произойдёт, поскольку Сергею Степанову надо элементарно войти в курс дела, учитывая специфику бизнеса корпорации: всё-таки рынок титана совершенно другой по характеру, чем рынок угля или стали, на нём совершенно иные игроки, и ёмкость его относительно невелика, – добавляет эксперт.

Екатеринбург