Экс-резидент инновационного центра «Сколково» и учёные из Всероссийского научно-исследовательского и технологического института биологической промышленности (ВНИТИБП) предложили кормить рыб переработанными тушками пушных зверей. Если продукт выйдет на рынок, он сможет побороться с импортными аналогами и помочь в разведении осетровых видов.
Проект по переработке соболей, норок и других пушных зверей рассчитан на предприятия по разведению ценных видов и пород осетровых и лососёвых. Согласно рецепту, гидролизат из тушек соболей, норок и других зверей частично заменяет рыбную муку и другие дорогостоящие источники животного белка. В его составе повышен уровень таких незаменимых аминокислот, как лизин и лейцин.
Стерлядь ест зверьков и растёт быстрее
Способ производства кормов разработали завотделом получения биологически активных веществ ВНИТИБП, заслуженный ветеринарный врач РФ, профессор Алексей Албулов и экс-директор Всероссийского НИИ пресноводного рыбного хозяйства Марина Михайлова.
Учёные отработали дозировку и испытали смесь в рыбохозяйствах. Согласно исследованиям, у молоди стерляди в среднем на 17,8 процента увеличилась выживаемость, а прирост – на 12,8 процента по сравнению с контрольной группой. Их кормовая композиция для форели и осетровых в бассейнах повысила выживаемость на 8,9 процента, прирост – на 17 процентов по сравнению с контролем.
Согласно исследованиям, корм из переработки пушных зверьков увеличивает выживаемость и прирост рыб семейства осетровых.Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Для технологии подходят 12 видов пушных зверей, рассказал Алексей Албулов:
– Норки пахнут псиной. А вот мясо соболя – нет, его мясо не очень вкусное, но, по крайней мере, съедобное. Остальных зверьков тоже можно использовать, но их мясо, опять же, с сильным запахом. Например, хорьки. Но главное – это доза. Нужно выдерживать определённое количество белка в комбикорме.
Авторам технологии удалось справиться с неприятным запахом: в ходе исследований новой методики здорового питания осетровых по данному параметру их тестировали дополнительно.
Отдел Албулова долгие годы занимается разработкой новых продуктов из нетрадиционного сырья и отходов морского, животного и растительного происхождения. Сегодня он занят проектом по получению полезных веществ из камчатских крабов.
Учёный сотрудничал с крупным предприятием по производству пушнины в Балашихе и со старейшим звероводческим хозяйством России «Русский соболь» в Пушкинском районе Подмосковья.
Однако контакты с первыми оборвались после смены руководства организации, а соболеводам хронически не хватает средств для внедрения научных разработок.
Албулов также является гендиректором и 100-процентным владельцем ООО «Биопрогресс», организованным на базе института. Выручка компании в 2018 году составила 18,7 млн рублей, чистая прибыль – 2,8 млн рублей. На базе компании учёные создают различные продукты, перерабатывая тушки зверьков. Несколько лет назад они получили препарат для здорового питания представителей семейства куньих.
Михайлова возглавляет ООО «Мустела-Агро», которому, наряду с ВНИТИБП, принадлежит патент на изобретение. По 30 процентов компании принадлежит ей и Албулову. Фирма была зарегистрирована ещё в 2016 году после въезда учёных в инновационный центр «Сколково», где они работали как раз над данной тематикой.
Технология здорового питания поможет в импортозамещении
Корм позволит не только значительно повысить долю качественных отечественных кормов для рыб при производстве аквакультурной продукции, но и снизить цену на отечественную рыбу. Корм способен заменить импорт, убеждены авторы новой технологии.
Новый корм позволит снизить цену на отечественную рыбу.Фото: Vladimir Mulder/Shutterstock
Тем не менее партнёр компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд считает, что проект учёных требует доработки:
– Нужно отличать требования крупных промышленных производств от мелких. Все крупные игроки на этом рынке используют специально приготовленные корма с высоким кормовым коэффициентом (обеспечивающие высокий прирост рыбы на килограмм корма). В большинстве случаев они не готовы к экспериментам, потенциальным потерям в приросте или проблемам со здоровьем рыб, поэтому будут продолжать покупать высокотехнологичные корма, где источником белка выступает рыбная мука, – считает Гольфанд.
Для занятия хоть какой-то значимой доли рынка требуются исследования новой композиции, с тестами на прирост рыбы и влияние на здоровье. Такие проверки займут несколько лет до выхода на рынок. Осетровых придётся кормить в течение полного жизненного цикла, который обычно занимает до восьми лет, напомнила Гольфанд.
Переработка тушек норки – по сути, отходов – может быть перспективной, учитывая, что отрасль клеточного звероводства после повышения базовой ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов находится в упадке.
Несмотря на все просьбы производителей пушнины в конце прошлого года, в том числе обращения лично к президенту РФ Владимиру Путину, поблажек хозяйствам Минфин не дал. На профильной секции выставки «Золотая осень» в 2019 году звероводы высказывали мысль об уничтожении значительной части поголовья в текущих условиях. Поэтому потенциально сырья для новой технологии в РФ достаточно.
Проблемы звероводческих хозяйств и рыбоводных предприятий приводят к тому, что белок рыбохозяйства продолжают закупать за границей. Речь идёт о финских, датских, нидерландских и немецких продуктах. Стоимость иностранного корма высока, а из-за ветеринарных и таможенных нововведений могут начаться перебои с поставками, объясняют разработчики. Кроме того, климатические условия выращивания рыб в России отличаются от европейских. Иностранные компании ориентируются на форель и лосось. А для молоди традиционных российских видов – сигов и осетровых – корма на рынке отсутствуют.
Впрочем, белок – альтернативу рыбной муки в России – можно получать из различных источников. В Астрахани на базе местного госуниверситета развивается проект, где для этих целей используют саранчу.