В России продолжается рост цен на продукты. На фоне прогнозируемой инфляции в 7,4 процента стоимость отдельных продовольственных товаров на местах увеличилась с начала года на 60 процентов. Хлеб и картофель заметнее всего дорожают там, где собирается максимальный объём урожая зерновых и овощей. На очереди промышленные регионы и отдалённые территории.
В последние месяцы производители всё чаще предупреждают торговые сети о повышении цен на продовольственные товары. 10 крупнейших предприятий по мясопереработке заявили о грядущем подорожании колбас, сосисок и полуфабрикатов на 7–20 процентов, тогда же ретейлеры получили уведомления от производителей круп. Планы повысить цены озвучили поставщики яиц и куриного мяса, а также подсолнечного масла.
Ранее власти предпринимали попытки регулировать ситуацию на внутреннем рынке: с декабря 2020 года до конца первого квартала 2021-го были заморожены цены на сахар, подсолнечное масло и продукцию, при производстве которой используется зерно. Однако желаемого результата они не принесли, говорится в весеннем докладе Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Наоборот, по мнению экспертов ИКСИ, такие действия властей «чреваты скорее обострением ситуации, нежели её разрешением».
По данным Росстата, индекс потребительских цен на продовольственные товары в октябре этого года составил 108,57 процента к декабрю 2020 года. В ряде регионов (в том числе там, где выращивается, собирается и изготавливается продукция) цена на отдельные виды продовольствия выросла вдвое.
Искусственный дефицит картофеля
Одним из лидеров по росту цен среди продовольственных товаров стал картофель. В среднем по стране за период с января по конец октября он подорожал на 48,52 процента. Больше чем в два раза – в Приволжском, Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах.
В Брянской области, где собирают около 15 процентов от общего количества российского урожая, цены на картофель выросли на 61 процент, в Тульской области (обеспечивает почти 10 процентов сбора) – на 56 процентов. Нижегородская область (6–7 процентов от общероссийского объёма урожая) в этом году показала относительно небольшой рост – на 41 процент, но за последние три года стоимость картофеля в регионе увеличилась на 163,29 процента.
Жители Брянской области призвали губернатора Александра Богомаза обратить внимание на ситуацию, журналисты запросили у местных властей информацию о причинах роста цен на картофель, однако ответа не получили.
Крупные производители объясняют подорожание плохими погодными условиями и, как следствие, неурожаем, несмотря на официально озвученные главой региона цифры: 1,2 млн тонн картофеля, что на 300 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. При этом мелкие фермерские хозяйства в анонимных разговорах поясняют: цену подняли сетевики, вызвали ажиотаж, поэтому снижать её нет смысла.
Жалуются на резкий рост цен и другие регионы – производители картофеля. В Алтайском крае, который традиционно обеспечивает собственную потребность в этом продукте, по данным местных СМИ, в начале октября цены подскочили почти в два раза за 10 дней, притом что урожай увеличился на треть по сравнению с прошлым сезоном. Аналогичная ситуация сложилась в Ростовской области, где при более высоком урожае, чем в прошлом году, цена за килограмм картофеля достигла непривычного для местных жителей уровня в 50–70 рублей.
Крупные производители объясняют подорожание плохими погодными условиями и, как следствие, неурожаем.Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
В Алтайском крае увеличение стоимости картофеля объясняют повышенным спросом со стороны покупателей из других регионов, где урожай пострадал из-за непогоды. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области также отмечает «нехарактерный вывоз картофеля» из региона. Ажиотаж вокруг местной продукции заставляет фермеров придерживать урожай до декабря, когда цены достигнут пика, из-за чего возникает дефицит.
Получается замкнутый круг. В лидирующих по производству картофеля регионах крупные хозяйства устанавливают высокие цены, ссылаясь на неурожай. Часть оптовых покупателей переориентируется на другие субъекты. Цепочка событий приводит к искусственному дефициту и повсеместному росту цен.
– В регионах-производителях традиционно повышенный спрос на продукцию: все стараются закупиться там, вывозят товар в другие регионы. Растёт спрос – растёт цена. Возрастают оптовые цены – вслед за ними ползут вверх розничные, – прокомментировал ситуацию генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов.
«Вся экономика России взаимосвязана, регион не отдельная страна, где фиксируются цены на государственном уровне».
Алексей Плугов
генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр»
Как отмечает эксперт, в целом для России 2021 год стал не столь урожайным на картофель, как ожидалось. Причина – поздняя весна, из-за которой посадки и созревание овоща начались и завершились на две недели позже, чем обычно. Из-за этого сократились посевные площади, а жаркое лето снизило отдачу с единицы площади.
– К настоящему моменту собрали 6,3 миллиона тонн картофеля, в прошлом году на эту же дату – 6,8 миллиона тонн. И само качество урожая не очень хорошее: много мелкого и порченого картофеля. Поэтому цена аномально высокая, нехарактерная для России – почти в два раза, – пояснил аналитик.
По словам Алексея Плугова, в октябре цены на картофель выйдут на плато, а затем произойдёт новый виток роста.
Торговля разгоняет цены на хлеб
С начала года розничные цены на ржаной и ржано-пшеничный хлеб выросли в среднем по России на 7,28 процента, в то время как в регионах – лидерах по его производству подорожание превысило этот показатель в полтора – три раза. В Тюменской области цены подскочили на 25 процентов, в Курганской области – на 15,5 процента, в Башкортостане – на 11,6 процента.
Отчасти это связано с сокращением урожая ржи и, следовательно, с увеличением стоимости ржаной муки. Посевы агрокультуры в этом году увеличились до 1,05 млн гектаров против 987,2 тыс. гектаров в 2020 году. Однако из-за неблагоприятных погодных условий эксперты прогнозируют снижение объёма сбора на 10–12 процентов.
На 1 июля 2021 года, по оценкам Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, дефицит ржи для производства муки и семян на российском рынке составил свыше 300 тыс. тонн.
По данным, представленным «Октагону» Российской гильдией пекарей и кондитеров, установленная производителем хлебобулочных изделий оптово-розничная цена муки без учёта других факторов составляет 24,5 процента, зерна – 19,7 процента. Главной причиной роста конечной стоимости хлеба является наценка.
– Изменение цены зерна на 10 процентов влияет на изменение стоимости хлеба на 1,9 процента, а изменение цены муки на 10 процентов ведёт к изменению стоимости хлебобулочных изделий в среднем на 2,5 процента. Основное влияние на розничные цены оказывает торговая наценка, достигающая 35 процентов, – рассказали в гильдии.
Кроме того, на стоимости хлеба сказались повышенные расценки производителей подсолнечного масла и сахара, которыми они компенсировали выпадающие из-за госрегулирования розничной стоимости доходы.
Гречка – жертва госрегулирования
Гречка, цена на которую традиционно привлекает внимание потребителей, с начала года в целом по России подорожала на 17 процентов. В Алтайском крае, главном регионе – производителе этой культуры, на который приходится более 50 процентов урожая, – на 22,91 процента. Среди 85 субъектов РФ он занял девятое место по уровню увеличения цены. В первую десятку также вошла Орловская область, которая занимает второе место по объёмам производства гречки в стране.
Ряд СМИ причиной повышения цены назвали проблемы с урожаем в Алтайском крае. Однако власти региона опровергли это заявление. По словам заместителя председателя правительства края Александра Лукьянова, посевные площади в этом году увеличились по сравнению с 2020 годом на 69 тыс. гектаров – до 555 тыс. гектаров.
«Сбор на 25 октября составляет 560 тысяч тонн в бункерном весе, что соответствует уровню за весь 2020 год. При этом некоторые хозяйства ещё не завершили обмолот на площадях поздних сроков сева», – отметил Лукьянов.
По мнению Алексея Плугова, была возможность вырастить и собрать ещё больше гречки, но правительство временно ограничило её вывоз из России.
– Экспортные пошлины на гречиху ввели в разгар посевной кампании, что нельзя делать категорически. Можно до этого, можно после, но во время посевной нужно, наоборот, показывать производителю, что продукцию свою он реализует. А в данном случае производители восприняли меру как сигнал: не выращивайте много – если что, мы закроем границы и никуда вы не продадите, – пояснил собеседник.
Ряд СМИ причиной повышения цены на гречку назвали проблемы с урожаем в Алтайском крае. Однако власти региона опровергли заявления.Фото: Артём Геодакян/ТАСС
Запрет на экспорт гречки действовал в течение всего лета этого года. Частично он отразился на цене в указанный период: у производителей она стабилизировалась и даже снижалась, но меньше, чем в предыдущие сезоны.
При этом эксперты допускают, что период неограниченного экспорта сыграл роль в подорожании гречки. За первую половину 2021 года из Алтайского края было вывезено 105,46 тыс. тонн злаков, включая гречиху, на 33,24 млн долларов. То есть пятая часть от текущих сборов урожая.
Временный запрет на экспорт привёл к той же ситуации на рынке гречки, что и на рынке картофеля: производители придержали товар, активизировались перекупщики, из-за чего выросли оптовые цены в регионах-производителях.
Волна роста цен пошла на север
Повышение цен на продукты в России происходит в рамках общемировых тенденций. Из доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) следует, что в октябре 2021 года среднее значение индекса продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) составило 133,2 пункта – на 3,9 пункта (3 процента) выше сентябрьского показателя и на 31,8 пункта (31,3 процента) выше показателя октября 2020 года.
«В результате роста в течение трёх месяцев подряд в октябре ИПЦФ достиг максимального уровня с июня 2011 года. Это увеличение по сравнению с уровнем прошлого месяца связано в первую очередь с продолжающимся ростом мировых цен на растительные масла и зерновые», – говорится в докладе.
По словам аналитика ФГ «Финам» Алексея Коренева, общемировой рост цен на продукты сказывается в первую очередь на тех российских регионах, где эти товары представлены в наибольшей степени.
«Те регионы, которые завязаны на быструю поставку готовой продукции или сырья для неё, оказались в ситуации, когда резкий скачок цен на отдельные виды сельхозпродукции сказался на ценах отгрузчиков почти мгновенно».
Алексей Коренев
аналитик компании «Финам»
– В условиях определённой инертности отдельных фрагментов глобальной логистической структуры подобные явления стоит относить к категории стандартных рисков, – уточнил эксперт.
Он добавил, что остальным российским регионам из-за огромного логистического плеча до того же Магадана и Чукотки тоже стоит ожидать подорожания основных продуктов, но чуть позже.
Отчасти неравномерность скачков цен в регионах можно объяснить начальным уровнем стоимости продуктов.
Например, самые низкие цены на гречку, по данным «АБ-Центра», отмечаются в Приволжском, Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах.
– Приволжский округ также много производит. Кроме того, там, наряду с Северо-Кавказским округом, наиболее низкая покупательная способность населения, что тоже на цены влияет. Это не значит, что обязательно один и тот же продукт будет стоить дешевле. Может быть так, что будет и несколько иной ассортимент с преобладанием более дешёвых брендов. Алтайский край входит же в СФО, и это влияет на статистику. В абсолютных величинах там цена ниже, чем в среднем по РФ, – прокомментировал Алексей Плугов.
В целом, по его словам, высокий спрос на российскую продукцию в мире означает, что цена на неё конкурентоспособна и соответствует международным требованиям.
– Если по этим относительно низким для международного рынка ценам российский покупатель не может приобрести товар – это говорит о проблемах экономики страны в целом, – отметил эксперт.
По результатам исследования Сбербанка «Индекс Иванова» за третий квартал 2021 года, число экономящих на продуктах россиян составило 67 процентов (по итогам второго квартала было 62 процента) – около 100 миллионов человек. В то же время общий рост расходов на еду в бюджетах российских семей составил 38,1 процента – это антирекорд за последние 10 лет. И предпосылок к улучшению ситуации не предвидится.