В Правительстве в очередной раз задумались о совершенствовании тарифного регулирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). На прошедшем в сентябре совещании у вице-премьера РФ Марата Хуснуллина речь зашла о доведении тарифов до экономически обоснованных и о том, на какие средства будут ремонтироваться изношенные сети. В экспертном сообществе предупреждают: судя по озвученным планам, рост цен на услуги ЖКХ будет серьёзно опережать темпы инфляции.
Кто заштопает дырявые сети
«Мы должны решить, что будем делать с изношенными на 60 процентов сетями – водопроводами, теплосетями. Нельзя же новостройки вешать на дырявые сети, – обозначил проблему Хуснуллин. – Программа модернизации инженерной инфраструктуры “60 плюс”, увы, пока не подтверждена кардинально деньгами».
По оценкам вице-премьера, чтобы залатать построенные ещё в советские времена сети, потребуется порядка 1 трлн рублей. Ранее президент РФ Владимир Путин поручил со следующего года направить 150 млрд рублей на строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры в регионах. Откуда будут брать недостающее финансирование, неясно. На том же совещании у Хуснуллина профильным ведомствам было дано поручение проработать меры адресной поддержки граждан по вопросу оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Эксперты не исключают, что за этой внезапной заботой о гражданах скрывается уже запланированное повышение тарифов.
Например, участники тематической площадки ОНФ «Жильё и городская среда» на днях прямо заявили, что речь будет идти о доведении тарифов до «экономически обоснованных». Вот только с экономическими обоснованиями у ресурсоснабжающих организаций (РСО) дела обстоят не очень хорошо.
Тарифы рассчитают по понятиям
Главная проблема заключается в том, что сегодня в публичном поле отсутствует информация о методологии формирования тарифов.
– Всё, что касается тарифов и расчёта их стоимости, – это тайна за семью печатями, – заявил в беседе с изданием лидер партии «Народное ЖКХ» Сергей Креков. – Достоверно известно только то, что в структуре затрат РСО заложены неплатежи. То есть те, кто оплачивает коммуналку, по факту платит и за тех, кто услуги не оплачивает.
На текущий момент коммунальные тарифы формируются без учёта целесообразности.Фото: Егор Алеев/ТАСС
Ещё одна доподлинно известная составляющая тарифообразования – потери на сетях. По мнению экспертов, сегодня они могут составлять 30–50 процентов. РСО также закладывают в свои тарифы модернизацию сетей. Однако судя по тому, что инфраструктура продолжает ветшать, де-факто никакой модернизации не происходит. По оценкам аналитиков, свои же инвестиционные программы РСО зачастую выполняют в лучшем случае на 60 процентов.
По факту в основе методики формирования тарифов сегодня лежит вовсе не экономическая целесообразность, а конкурс лоббистов от ресурсных организаций.
Каждый год Правительство выпускает постановление, в котором утверждается предельно допустимый совокупный рост тарифов (обычно в районе 4 процентов). Но пресловутые 4 процента лишь средняя величина. Это значит, что цены на тепло, например, могут вырасти и на все 10 процентов, а плата за содержание дома не увеличиться вовсе. Иными словами, кто из лоббистов раньше сумеет убедить региональные власти в необходимости роста тарифа, тому и достанется повышенный процент.
Раз должник, то уже не малоимущий
Результатом политики постоянного повышения тарифов стало то, что собираемость платежей год от года падает, а долги перед РСО растут. По данным Росстата, за первый квартал текущего года долги выросли почти на 6 процентов, составив 1,33 трлн рублей. В 2020 году этот показатель был равен 1,29 трлн рублей, в 2019-м – 1,18 трлн рублей.
Особенно ситуация обострилась после введения моратория на коммунальные платежи в связи с пандемией коронавируса в прошлом году: в результате новый 2021 год многие россияне встретили с долгами, на которые уже начали начисляться пени. Поскольку по действующему законодательству должники не могут получать субсидии, многие малоимущие семьи лишились и этой небольшой поддержки.
Из-за коронавирусного моратория на коммунальные платежи в этом и в прошлом году многие россияне превратились в должников без права на господдержку.Фото: Альберт Дзень/ТАСС
Но что для граждан плохо, то бюджету в прибыль. Субсидии на оплату услуг ЖКХ должны выплачиваться из региональных бюджетов. Сегодня в каждом субъекте установлена максимально допустимая доля расходов на оплату услуг ЖКХ. Если порог превышен, граждане могут претендовать на субсидию. В 58 субъектах РФ максимально допустимая доля расходов на ЖКХ составляет 22 процента, ещё в 24 – 15–21 процент, в трёх субъектах – менее 15 процентов.
Проблема, однако, заключается в том, что если установить общероссийскую планку на уровне 15 процентов, то, как подсчитали эксперты, в 10–12 российских регионах субсидия понадобится примерно половине населения. Понятно, что денег на это в региональных бюджетах нет, поэтому накопленные за время пандемии и не оплаченные гражданами долги оказались для чиновников как нельзя кстати.
Вместо УК – компании-призраки
Прямая причинно-следственная связь между ростом тарифов и снижением собираемости платежей, казалось бы, должна была привести чиновников и представителей РСО к логичному выводу: если и дальше поднимать тарифы, ситуация будет только усугубляться. Более того, за последние три года можно было наглядно в этом убедиться.
Однако произошло следующее. В условиях кризиса неплатежей, возникшего ещё задолго до пандемии коронавируса, на рынке ЖКХ началась скупка управляющих компаний (УК). В качестве покупателей выступали представители РСО. Расклад простой: кто владеет УК – у того есть доступ к расчётным счетам. А раз 100 процентов платежей всё равно не собрать – в чьих руках УК, тому и достанутся деньги.
«Когда на счету УК аккумулируются деньги от жителей, владельцы УК от РСО фактически “отжимают” их в свою пользу. Контроль расчётного счёта – это гарантия получения платежей».
Сергей Креков
лидер партии «Народное ЖКХ»
Ясно, что при таком подходе платежи получает только одна ресурсная компания, перед другими же накапливаются долги. Поэтому многие работающие сегодня на рынке УК – временщики. Они собирают платежи, а когда количество накопленных долгов превышает критическую массу, банкротятся, чтобы тут же зарегистрировать новую УК. Продолжающееся повышение тарифов только усугубляет эту ситуацию.
Ржавые трубы – выгодные тарифы
Говоря о совершенствовании системы тарификации, Правительство упускает из вида главный вопрос, а именно – эффективность работы РСО.
В качестве обоснования ежегодного роста тарифов чиновники обычно приводят тот факт, что граждане не оплачивают все 100 процентов коммунальных услуг. Недавно в комитете по предпринимательству в сфере ЖКХ Торгово-промышленной палаты заявили, что есть регионы, где население платит лишь 60 процентов от экономически обоснованных тарифов. В отсутствие публичной методики расчёта оценить нынешние цены на услуги ЖКХ можно, сравнив их с альтернативными методами получения ресурсов. И сравнение это, как показывает практика, будет не в пользу РСО и нынешних тарифов.
Издержки и потери на изношенных сетях – хорошее обоснование для повышения тарифов.Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Проще всего проанализировать ситуацию на примере расчётов платежей за отопление. «Октагон» уже проводил такой математический эксперимент, подсчитав разницу в цене центрального отопления и затрат на отопление газовым котлом. Получается, за услуги центрального отопления мы переплачиваем уже сегодня.
– Почему-то никто никогда не предъявляет требований к РСО по энергоэффективности. Никто не говорит, что они должны производить ресурс за разумную стоимость с разумной эффективностью. Мы почему-то удовлетворяем любой их запрос, любые их издержки по производству того или иного вида энергии, – заключил Креков.
Здесь, по его словам, и кроется ответ на вопрос, почему сети до сих пор изношены. У РСО просто нет стимула вкладываться в модернизацию. Их логика противоположна: если издержки снизятся, обоснований для повышения тарифов больше не будет.