Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с предложением ввести для населения эталонные тарифы на тепло. Соответствующий проект постановления Правительства может появиться уже в этом месяце. Чиновники заверяют, что такой шаг не только поможет существенно снизить цифры в квитанциях, но и сделает само ценообразование более прозрачным и справедливым. «Октагон» выяснил, почему с высокой долей вероятности очередная мера регулирования не сработает.
Китайцам – свет, россиянам – тьма
Похоже, в ФАС не случайно решили заняться именно тарифами на тепло. Странный, ничем не объяснимый рост платы за отопление этой зимой отметили жители практически всех регионов страны. Начиная с января этого года цифры в платёжках увеличились в три, четыре, а то и в пять раз. И это притом что в первом полугодии 2021 года индексация тарифов ЖКХ вообще не предусмотрена.
Благодаря эталонным тарифам подобные необоснованные повышения, как полагают в ФАС, будут невозможны в принципе. «Мера позволит избежать роста тарифов на теплоснабжение из-за чрезмерных расходов РСО (Ресурсоснабжающих организаций. – τ.) на ремонтные работы, топливо, транспорт и так далее, которые иногда приводятся бизнесом как причина для увеличения тарифов», – пояснил замглавы ведомства Виталий Королёв, добавив, что эталонные тарифы также позволят «исключить субъективизм и сделать ценообразование более прозрачным».
Впрочем, что такое эталонные тарифы и как их будут применять, сегодня не знает никто. В ФАС пока только пообещали в ближайшее время опубликовать методики.
Прозрачное ценообразование должно решить проблему необоснованного повышения тарифов.Фото: Смирнов Владимир/ТАСС
Напомним, что о необходимости введения так называемого эталонного подхода при расчёте тарифов говорил ещё в 2018 году президент Владимир Путин.
Считается, что при таком подходе за основу берётся средний уровень затрат всех компаний, работающих на рынке. Исходя из этого рассчитывается тариф. В 2018 году эту методику попытались применить к поставщикам электроэнергии. Но по факту из этого мало что вышло: эталоны используются в лучшем случае для расчёта сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков. То есть к самому «телу» тарифа методика эталонного подхода никакого отношения не имеет. В действительности каждая РСО продолжает согласовывать свой тариф с властями региона. Причём в обоснование тарифа традиционно закладываются ремонт сетей, инвестпрограммы и прочие издержки, оплатить которые предлагается потребителям.
По экспертным оценкам, сегодня тарифы на электроэнергию завышены как минимум на треть.
При этом анонсируемые энергетиками инвестпрограммы, под которые и выбивается повышение, в итоге выполняются максимум на 60 процентов. В начале ноября прошлого года на странности формирования тарифов на электроэнергию обратили внимание в Госдуме. В частности, парламентарии заметили, что стоимость киловатта для столичных потребителей составляет 6 рублей, при этом в Китай наша страна поставляет энергию по цене 1,5 рубля за киловатт.
Выступавший в нижней палате парламента вице-премьер Александр Новак, тогда занимавший должность главы Минэнерго, так и не смог объяснить, с чем связана такая разница, заметив лишь, что «следует различать тарифы для населения и для прочих потребителей». «Не согласен, что конечные цены на электроэнергию в России выше, чем в других странах», – резюмировал он.
Формула переплаты
Что касается введения эталонных тарифов на тепло, то, по мнению отраслевых экспертов, даже в теории сделать это будет непросто.
– Я не понимаю, как можно определить эталонный тариф, учитывая, что у нас есть разные виды генерации, – недоумевает лидер партии «Народное ЖКХ» Сергей Креков. – Есть угольные, мазутные, газовые котельные, есть ТЭЦ, для которых тепловая энергия – это вообще побочный продукт генерации электроэнергии. Поэтому я с трудом пониманию, где тут логика.
Другими словами, «усреднить» затраты производителей тепла невозможно в принципе.
Впрочем, чем сложнее схема тарифообразования, тем проще найти в ней лазейки. Например, сегодня не существует достоверной информации о том, как и на основании чего рассчитываются тарифы ЖКХ. И именно поэтому заметна разница в стоимости одних и тех же услуг в регионах.
В 2019 году теперь уже бывший глава ФАС Игорь Артемьев обратил внимание на то, что тарифы в соседних субъектах могут отличаться в 54 раза.
Решение о том, какими будут тарифы ЖКХ, принимают власти регионов. Однако повышать плату они могут лишь в рамках среднего индекса допустимого изменения тарифов, утверждённого Правительством. Обычно это небольшая цифра, сравнимая с уровнем инфляции, анонсированным ЦБ.
Примечательно, что в этом году единого для всей страны предельного процента индексации тарифов не предусмотрено вовсе, так что с 1 июля повышение совокупного платежа за услуги ЖКХ составит от 3,2 до 6,5 процента в зависимости от региона. Вместе с тем кабмин вправе устанавливать предельно допустимое отклонение от среднего индекса. Здесь цифры могут составлять ещё 3–4 процента.
У этих правил есть множество исключений. Например, на установленные Правительством индексы можно не обращать внимания, если в регионе действуют государственно-частные партнёрства (ГЧП). Власти субъекта заключают с представителями частного бизнеса ГЧП-соглашения, в рамках которых прописываются тарифы, выгодные частным инвесторам. Никакие ограничения на индексацию в этом случае не действуют.
Различные способы генерации энергии затруднят определение эталонного тарифа.Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Показательная история произошла в прошлом году в Кузбассе. Тогда для Кемеровской области предельно допустимый индекс повышения тарифов, установленный Правительством, составил всего 4,9 процента. Однако на практике тарифы выросли на 15 процентов. Ещё 3 процента удалось добавить благодаря предельно допустимому отклонению, также утверждённому кабмином для конкретного региона. Таким образом, разрешённые 4,9 процента превратились в 7,9 процента. Но это ещё не всё.
«Превышение по отдельным муниципальным образованиям предельного индекса, установленного законодательством, требует обязательного согласования с ФАС России, – говорится в письме Управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций (имеется в распоряжении «Октагона»). – В ФАС России были направлены документы и материалы, обосновывающие установление предельного индекса, превышающего индекс более чем на величину отклонения по Кемеровской области – Кузбассу».
В переводе с чиновничьего языка на русский это означает, что повышать тарифы, конечно, нельзя, но если очень хочется, то можно.
Прибыльные потери
Между тем на поверку оказывается, что механизмы тарифообразования играют отнюдь не центральную роль в непомерном раздувании цен на услуги ЖКХ.
– Вопрос тарифов на то же отопление сегодня не является ключевым. Основные переначисления делаются не в разрезе тарифов, а в разрезе объёмов потребления, – пояснил изданию Сергей Креков. – У всех управляющих компаний есть договоры с РСО, согласно которым они обязаны выдерживать определённые технологические режимы потребления тепла. Это температура обратки, давление и многое другое. Если вы эти режимы нарушаете (а это происходит всегда), идут потери на сетях и выставляются штрафы. РСО вешает эти штрафы на управляющие компании, которые их и перекладывают на потребителя. Завышенные тарифы в структуре переплаты составляют от силы процентов 10.
Кстати, пресловутые потери на сетях вообще никак не связаны с прямым потреблением, так что формально конечные потребители вообще не должны были бы их оплачивать. Однако, поскольку понять, из чего складываются итоговые цифры в квитанции, невозможно, оспорить их – задача невыполнимая.
Важно соблюдать установленные технологические режимы, чтобы избежать потерь энергии.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Минувшей зимой в Волгограде произошла, казалось бы, вопиющая история. По сообщениям местных СМИ, жители одного из домов на проспекте Жукова добились от властей, чтобы те провели расследование и выяснили, почему плата за тепло увеличилась в разы. По результатам проверки обнаружилось, что в одном из тепловых пунктов была сорвана пломба. Кто её сорвал и почему, осталось невыясненным, зато было установлено, что в дом зашло на 20 процентов больше тепла, чем было запланировано. Перерасход записали на управляющую компанию, а та, в свою очередь, раскидала его по жителям.
Подобные «перетопы» случаются сплошь и рядом. Расхожая уловка коммунальщиков – продолжать топить, будто не замечая, что погода на улице уже давно не зимняя. Как правило, «перетопы» выходят за рамки установленных нормативов потребления, за что по давно сложившейся традиции расплачиваются простые граждане.
Некультурные потребители
О нормативах потребления следует сказать особо. Как и тарифы, их устанавливают региональные власти. Причём механизм расчёта этих нормативов ещё более запутанный. Существуют два базовых способа – с квадратного метра и с человека. Региональные власти могут периодически менять эти способы по своему усмотрению, при этом ставить жителей в известность никто не обязан. Обычная практика: в начале отопительного сезона рассчитывали нормативы с квадратного метра, в конце – с человека.
Величину нормативов также можно пересматривать и корректировать. В отличие от тарифов тут даже не требуется согласование с федеральными ведомствами.
Нормативы утверждаются внутренними постановлениями профильных региональных министерств. У федерального центра подобная политика, судя по всему, вызывает лишь горячее одобрение. В своё время в руководстве Минстроя весьма однозначно отреагировали на критику роста тарифов и саму систему нормативов.
«У нас утрачена культура потребления. Мы с вами тратим много на электроэнергию, на воду, на тепло. Счета к нам приходят, возможно, слишком большие, но всё зависит от нас, как мы потребляем ресурсы, так и должны за них платить», – заявлял ещё в 2019 году замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров.
А если вовсе срезать батареи?
Примечательный конфликт произошёл в 2011 году между жителями Улан-Удэ и поставщиком тепла ТГК-14 из-за долгов по оплате услуг ЖКХ. Коммунальщики тогда начали срезать батареи должникам, а жители, в свою очередь, отказывались погашать задолженности, поскольку в городе тогда наблюдались серьёзные перебои с отоплением. В результате жителям надоело искать правду в судах и бодаться с ТГК-14, и они сами решили отказаться от использования центрального отопления.
В 2016 году собственники более чем 4 тыс. квартир отапливали своё жилье электрообогревателями. При этом, по свидетельству самих жителей, у них ещё и получилось немало сэкономить.
Совместно с аналитическим отделом партии «СтопЖКХ» «Октагон» попробовал смоделировать практику отказа от центрального отопления во всей стране. За основу расчётов мы взяли отопление газом, причём в расходы также включили необходимые средства на покупку оборудования.