Промышленники отставят города присутствия без денег

Промышленники отставят города присутствия без денег

Экономика 12 декабря 2024 Константин Джултаев

В наступающем 2025 году Россия может столкнуться с рядом давно забытых проблем. Одна из них – полный или частичный отказ промышленных предприятий от социальных и благотворительных программ. В особенно сложное положение могут попасть моногорода с небольшими локальными производствами, на которых выпускается гражданская продукция.

Первые признаки скорого охлаждения отношений промышленных структур к территориям присутствия проявились в 2023 году. Этот период был благоприятным для экономики России – ВВП вырос на 3,6 процента, финансовый результат российского бизнеса (прибыль за вычетом убытков) подскочил сразу на 35,2 процента. Практически все компании тогда наращивали расходы на поддержку городов присутствия. Единственным исключением стал «Газпром».

Десятилетиями служившая эталоном социальной ответственности корпорация первой приступила к сокращению социальных программ. В отчёте газовой монополии говорится, что её расходы на поддержку развития спорта (включая строительство спортивных объектов) уменьшились на 21,8 процента. Также были оптимизированы расходы на поддержку духовных ценностей, здравоохранения, науки, незащищённых слоёв населения и проч.

В первой половине 2024 года темпы роста социальных расходов отечественного бизнеса снизились, но всё же остались значительными.

Столкнувшиеся с острым дефицитом кадров предприятия были вынуждены продолжить поддержку образования, здравоохранения и благоустройства территорий.

Реализация этих направлений стала дополнительным фактором в борьбе за удержание персонала и привлечение новых работников.

Одновременно стали скапливаться и скрытые проблемы. Одна из них –сокращение списка структур, от которых предприятия принимают заявки на выделение финансирования. Из него, в частности, выпали отделения «Единой России». По данным источников «Октагона», промышленники стали реже откликаться на просьбы партийцев в Свердловской и ряде других областей.

В ближайшее время ситуация будет существенно обостряться. Российский союз промышленников и предпринимателей опубликовал итоги очередного мониторинга состояния российской экономики и деятельности корпораций. Кроме прочего, в документе говорится, что в 2025 году «четверть компаний снизят затраты на благотворительные и социальные программы, реализуемые на территориях присутствия».

Три драйвера кризиса

Как пояснили источники в промышленных структурах, речь идёт как о некоторых финансово-производственных групп (ФПГ), так и о локальных предприятиях среднего размера. Они планируют не только урезание собственных социальных бюджетов, но и передачу на баланс муниципалитетов непрофильных объектов. В ряде случаев главы городов вынуждены будут использовать в следующем году на их содержание средства из резервных фондов, так как в принятых бюджетах на 2025 год на эти цели по профильным статьям средства не предусмотрены.

Собеседники «Октагона» называют три основные причины, которые вынуждают промышленников отказываться от финансирования социальных программ. Первая – падение выручки из-за стремительного роста ключевой ставки ЦБ, вынужденного увеличение фонда оплаты труда и предстоящего утяжеления налогового бремени. Она очевидна и не вызывает вопросов.

Банк России обрушил прибыль крупнейших ФПГ

В России идёт кампания по публикации финансовых итогов деятельности крупных предприятий и ФПГ по итогам первой половины года. Представленные в них цифры свидетельствуют, что ключевой проблемой экономики стала жёсткая политика Центробанка.

Перейти к материалу

Вторая причина – активное обсуждение возможности заключение мирных договорённостей между участниками конфликта на Украине. В случае замораживания военных действий, на заводы с фронта вернётся значительное число работников. Проблема нехватки трудовых ресурсов и борьба за привлечение кадров потеряют актуальность.

Третья проблема – слишком затянувшееся обсуждение вопроса о предоставлении особого налогового режима для предприятий, оказывающих максимальное влияние на социально-политическую жизнь в городе присутствия.

Судьба промышленных земств

В советскую эпоху такие предприятия находились в госсобственности и были частью вертикально интегрированной системы власти. Поэтому разногласий в работе директората и местной администрации не могло быть по определению. После развала СССР и приватизации промышленных активов подобные территории стали называть моногородами. Хотя, более точным понятием могло бы стать «промышленное земство».

Многие промышленные предприятия были приватизированы после развала СССР.Многие промышленные предприятия были приватизированы после развала СССР.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media

Обладая значимым ресурсом руководители этих компаний принимают участие в формировании местных органов власти, зачастую контролируя и думу, и мэрию. Муниципальная власть, в свою очередь, ориентируется на возможности и потребности завода. И совместно они развивают главный в таких городах ресурс – человеческий. Предприятие берёт на себя расходы по благоустройству городской территории, развитию спортивной, медицинской, социальной инфраструктуры, поддержке социально незащищённых слоёв населения. При его участии создаются условия для развития малого бизнеса, повышения оплаты труда учителям и врачам. В результате заводы становятся социообразующими центрами.

Многократно вносимые в последние годы поправки в Налоговый кодекс об установлении льгот реализующим благотворительные программы юрлицам так и не смогли восполнить расходы подобных предприятий. О законодательном регулировании промышленно-административного симбиоза в моногородах и вовсе говорить пока не приходится.

Собеседники «Октагона» считают, что крупные ФПГ и госкорпорации смогут ещё достаточно долгое время находить средства на поддержание стабильности и развитие моногородов за счёт собственных ресурсов. Однако для не входящих в холдинги средних по размеру предприятий с локальным рынком сбыта отсутствие государственной поддержки проводимой ими социальной политики уже сегодня стало серьёзной проблемой.

Если они начнут испытывать проблемы, то потянут вслед за собой на дно и окружающие их моногорода.

«Октагон» направил запросы с просьбой прокомментировать складывающуюся ситуацию в «Росатом», «Роснефть», «Лукойл», «Евраз», «Татнефть», «Новатэк», «Норникель», «Русал», «Сибур», «Уралкалий», «Мечел», «Северсталь» и «ВСМПО-Ависма». На момент публикации материала ответили на заданные вопросы только две последние компании.

Пресс-центр «Северстали» пояснил, что в 2024 году общий объём социальных инвестиций компании составит 5 млрд рублей. В эту сумму входят средства, направленные на проект комплексного развития Череповца – около 700 млн рублей. В следующем году компания планирует увеличить вложения в проект развития города до 3 млрд рублей. Общие социальные инвестиции компании вырастут почти на 50 процентов и составят около 7,3 млрд рублей.

Архангельский мост в Череповце построен с участием «Северстали».Архангельский мост в Череповце построен с участием «Северстали».Фото: пресс-служба правительства Вологодской области

«ВСМПО-Ависма» в 2024 году потратит на развитие Верхней Салды около 400 млн рублей. Эти средства пошли на благоустройство общественных территорий, поддержку школ, учреждений дополнительного образования, больниц, объектов культуры, социальных центров, общественных организаций, установку спортивных площадок и другие цели. Кроме того, за счёт дополнительных налоговых отчислений, перечисленных «ВСМПО-Ависма» в областной бюджет, возврату в Верхнюю Салду подлежит более 1 млрд рублей. Возврат налогов в городской бюджет будет осуществляться ежегодно до 2030 года. Они будут направлены на развитие транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктур.