В России усугубляется ситуация с дефицитом рабочих кадров, который в начале 2023 года особо остро ощутили промышленные предприятия. Чтобы привлечь сотрудников, промышленникам приходится не только вкладываться в индексацию зарплат, но и проводить рекламные кампании, направлять средства на развитие социальной инфраструктуры, улучшая тем самым свой имидж. По мнению экспертов, оперативно закрыть потребность в кадрах будет сложно из-за снижения миграции и сокращения численности населения, но в течение нескольких лет при условии восстановления системы среднего специального образования улучшить положение дел будет возможно.
Кадровый дефицит на промышленных предприятиях был всегда, но в 2023 году он достиг своего пика.
– По нашим наблюдениям, кадровый голод на рынке сейчас просто жесточайший. Как мне кажется, в 2023 году он находится на своём пике за последние годы. Дело в том, что новых трудовых ресурсов, к сожалению, на рынке не прибавилось и пока потока кадров нет, так как нет миграции. Именно за счёт неё можно было рассчитывать на получение определённых резервов, но пока их нет. Фактически трудовые ресурсы сейчас распределяются между всеми промышленными предприятиями страны, из-за чего заметна тенденция к релокации определённых групп рабочих с одного предприятия на другое, где лучше условия труда. Предприятия совершают активные шаги по удержанию и привлечению персонала, – поясняет «Октагону» президент Ассоциации рекрутинговых агентств Урала Лариса Богданова.
Согласно данным рекрутинговых сервисов, многие промышленные компании чуть ли не в ежедневном режиме размещают объявления о наборе персонала. Десятки вакансий открыты на предприятиях оборонно-промышленно сектора. МКПК «Универсал», входящий в холдинг «Технодинамика» (занимается созданием парашютно-десантной техники) набирает слесарей, токарей, фрезеровщиков, маляров и других представителей рабочих профессий. Аналогичные специалисты требуются машиностроительному конструкторскому бюро «Вымпел» имени И. И. Торопова, которое занимается разработкой авиационного вооружения.
«На фоне ухода западных компаний началось расширение производства, но это не привело к увеличению количества кандидатов на вакансии. В конце прошлого лета – начале осени мы столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов. Хотя ситуация немного выровнялась, тенденция остаётся».
Елена Павлова
директор по работе с персоналом промышленной группы «Векпром»
– Сложно сказать, уехали ли мужчины из страны или просто приостановили поиск работы в ожидании стабильности. Но откликов на распространённые вакансии стало значительно меньше, и даже те кандидаты, которые находятся в поиске, не торопятся принимать решение о выходе, – рассказывает директор по работе с персоналом промышленной группы «Векпром» (производит металлообрабатывающее и строительное оборудование) Елена Павлова.
На этом фоне многие производственные предприятия начинают активно работать с местным населением, например, используя свои площади для рекламы отделов кадров. В частности, огромный билборд с информацией о наборе сотрудников и преимуществах работы в концерне разместил на проходной нижнетагильский производитель бронетехники «Уралвагонзавод». А на въезде в Верхнюю Салду расположен десяток стендов, где рассказывается о престиже работы на градообразующем предприятии «ВСМПО-Ависма» (крупнейший в России производитель титана) – сейчас там трудится около 13 тысяч работников при численности населения города 41 тысяча человек.
Промышленники расстёгивают карман
Как сообщают в кадровых службах промышленных предприятий, в настоящее время особенно важна комплексная работа с персоналом. Одной лишь зарплатой привлечь новых сотрудников сложно, ведь на рынке есть десятки столичных предложений, где средний размер зарплаты часто выше, чем в регионах России. Тем не менее заводы продолжают работать над индексацией, попутно развивая другие методы мотивации.
– Конечно, у нас есть ежегодные индексации зарплат. Кстати, сейчас рассматривается вопрос о новом повышении. Также есть и другие меры финансовой поддержки: мы помогаем компенсировать проценты по ипотеке молодым сотрудникам на некоторых востребованных направлениях, например инженерам-технологам и инженерам-конструкторам. Также занимаемся компенсацией трат на питание сотрудников, развиваем служебную доставку работников и работаем с их семьями: организуем праздники, проводим различные мероприятия для детей сотрудников, устраиваем досуг работников и так далее, – делятся представители артёмовского машиностроительного завода «Вентпром» (единственный в России изготовитель вентиляторов главного проветривания для шахт, туннелей и метрополитенов).
Молодым сотрудникам машиностроительного завода «Вентпром» компенсируют проценты по ипотеке.Фото: Владимир Жабриков/URA.RU/ТАСС
По сведениям промышленников, индексация зарплат на предприятиях происходит намного чаще, чем в других отраслях. Например, в «ВСМПО-Ависма» отмечают, что за последние два года рост средней зарплаты производственного персонала составил 31 процент. В этом году компания провела индексацию в марте и апреле, в результате чего средний размер оплаты труда на рабочих специальностях стал выше, чем в среднем по России. Правда, достижение этих целей требует существенных затрат, превышающих миллиарды рублей.
Кадры с рынка затачивают под себя
Помимо прочего, предприятия вкладываются в развитие собственных обучающих баз. Для этого создаются технические университеты и центры подготовки персонала. Многие заводы готовы брать людей без профильного образования и обучать их самостоятельно.
В компаниях обещают сделать из человека настоящего специалиста максимум за полгода, в течение этого времени платить ему стипендию, а затем сразу принять в штат. Обучают зачастую именно дефицитным на конкретном предприятии профессиям.
– Работая с кандидатами, менеджеры по персоналу прописывают человеку несколько траекторий развития карьеры. Мы их называем карьерными треками. Прорабатываются возможности профессионального роста и повышения в должности. Готовятся визуально понятные карты работы сотрудника, где есть информация о том, когда, как и в какие сферы он может переходить на новые трудовые задачи в рамках предприятия не только за один, но и за два и три года. Это один из важных этапов мотивации работника на долгосрочное сотрудничество с компанией, – говорит Лариса Богданова.
Для предприятий обучение сотрудников на собственной базе тоже имеет большое значение. Руководство может выявить сильные и слабые стороны кандидатов, понять реальный уровень их компетентности и подготовить к работе на наиболее востребованных направлениях.
Сотрудники молодеют, но на завод хотят семейные
По свидетельству представителей промышленной сферы, в последние годы практически на всех производственных предприятиях наметился тренд на омоложение кадров – средний возраст работников снизился с 45 лет (такой показатель был актуальным до пандемии коронавируса) до 40–43 лет.
– В этом нет ничего удивительного. Средний доход синих воротничков соизмерим с доходом офисного персонала, а по части специальностей – существенно выше, что делает этот труд привлекательным и для молодых специалистов. В кадровой политике мы ориентируемся прежде всего на тех кандидатов, которым что-то интересно, у которых есть цели личностного роста и которые способны работать самостоятельно. В нашей компании такие сотрудники получают возможности развития, которое не ограничено практически ничем. Именно эти факторы, с нашей точки зрения, лежат в основе устойчивой системы мотивации, – считает генеральный директор ГК «Трайв» (российский производитель крепёжного оборудования) Владимир Леваков.
На производственных предприятиях снижается средний возраст сотрудников.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
По словам рекрутеров, столь солидный возраст сотрудников вполне закономерен. Набрать молодую команду в настоящий момент крайне сложно из-за особых ценностных ориентиров, популярных в молодёжной среде.
– Молодёжи импонирует подход IT-компаний в виде комфортной и красивой жизни. Они ищут комфортные места работы, где нет чётких ограничений, есть чувство собственной свободы. Поэтому молодёжь и стремится в IT-компании, торговый сектор или компании, занимающиеся услугами. Производство в их представлении – это нечто архаичное, – полагает один из собеседников издания.
Именно поэтому основной целью промышленных предприятий стали люди более зрелого возраста (30–35 лет), которые уже имеют семью и устойчивые связи с территорией проживания. Кроме того, добавляет эксперт, они воспитаны несколько другими лозунгами, нежели поколение «зумеров», а потому настроены более патриотично.
Промышленники перенимают опыт айтишников
Руководство промышленных предприятий понимает, что для удержания новых кадров им необходимо вкладываться в развитие своей экосистемы, как это делают IT-компании. На крупнейших заводах есть свои фитнес-центры, бассейны, ведомственные детские сады, горнолыжные базы и даже боксёрские клубы. Некоторые организации занимаются строительством жилья. Например, в Верхней Салде по инициативе «ВСМПО-Ависма» достраивается современное общежитие для студентов Верхнесалдинского авиаметаллургического колледжа. Кроме того, на предприятии начинается подготовка к строительству жилых домов для сотрудников.
Помимо этого, компании инвестируют в развитие социальной инфраструктуры – поддерживают восстановление городских парков, строят спортивные площадки, создают новые программы с профильными колледжами и техникумами, вкладываются в организацию городских праздников.
Компания «ВСМПО-Ависма» привлекает новых сотрудников, вкладываясь в социальную инфраструктуру.
– Многие компании активно тратят деньги на развитие комфортной социальной среды на территории, где живут их сотрудники. Но даже в моногородах развивать социальную сферу только таким образом – это не выход. Часто необходима помощь властей не только местного, но и регионального уровня, – замечает собеседник «Октагона», не пожелавший афишировать своё имя.
Демографическая яма может навредить
По мнению аналитиков, несмотря на усилия промышленников, положение с кадрами в ближайшее время будет оставаться тяжёлым.
– На рынке труда негативную роль играет в том числе и демографическая ситуация. По данным Росстата, в 2022 году показатель естественной убыли населения составил 600 тысяч человек, и, скорее всего, в ближайшие годы ситуация с демографией и естественной убылью населения не изменится. Что касается отраслей экономики, то ещё как минимум лет 10 страна будет ощущать нехватку квалифицированных рабочих, в том числе в оборонной сфере, автопроме и иных отраслях машиностроения. Особенно сегодня, когда поставлена задача развития импортозамещения в машиностроении и высокотехнологичной сфере, – уверена ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Демографическая ситуация играет негативную роль для промышленников.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Тем не менее снизить кадровый голод в производственной сфере возможно. Для этого нужно восстанавливать систему среднего технического и специального образования, которая вполне успешно работала в СССР.
– Важно также постепенно увеличивать зарплаты таких специалистов до уровня, превышающего среднюю зарплату в РФ. И у крупнейших российских работодателей в этих отраслях возможности платить лучше, чем в среднем по рынку, наверняка имеются. А также возможно продолжать программу льготной ипотеки, чтобы мотивировать людей переезжать туда, где кадровый голод ощущается намного сильнее, чем в других регионах, – заключает Наталья Мильчакова.
Впрочем, отмечают эксперты, при решении задач, касающихся рабочих специальностей, главное не перегнуть палку, чтобы не допустить перепроизводства представителей отдельных профессий, как это было в 1990-х годах с юристами и экономистами.