Дефицит кадров в этом году официально признан серьёзным фактором, сдерживающим рост экономики. После оглашения послания и соответствующего поручения Владимира Путина Правительство РФ разработало нацпроект «Кадры». Его паспорт был вынесен на заседание профильной комиссии Госсовета 28 августа, но в публичный доступ пока не попал.
Нацпроект, на финансирование которого до 2030 года будет направлен почти 1 трлн рублей, должен привлечь на рынок дополнительно 2,45 миллиона человек. Нацпроект состоит из четырёх федеральных проектов. Первый связан с ежегодным кадровым прогнозированием потребностей экономики на пять лет вперёд, второй – с усилением связи между системой образования и работодателями, в том числе за счёт рейтингов вузов по трудоустройству выпускников и их зарплатам, третий – с переквалификацией уже работающих и вовлечением незанятых (очевидно, сюда войдут и пенсионеры, которых планируется привлечь дополнительными пенсионными коэффициентами), но трудоспособных, последний – с повышением престижа рабочих профессий.
Реализация нацпроекта начнётся с 1 января 2025 года. Однако нехватка рабочих рук имеет более фундаментальные предпосылки, чем просто перепроизводство одних специалистов и дефицит других.
На рынок труда с начала «десятых» годов выходят немногочисленные представители поколения демографической ямы девяностых и последующих лет, в том числе представители поколения Z, не склонные к переработкам и ценящие баланс личного и рабочего времени. В докладе «Рабочая сила, занятость и безработица в России» от 2024 года Росстат рапортует о наращивании трудоспособного населения последние два года, с 75,6 миллиона человек в 2022 году до 76 миллионов в 2023 году (в других отчётах, например «Численность населения по полу и возрасту», на 1 января 2024 года статведомство и вовсе даёт цифру 84,7 миллиона человек). Однако при изучении популяционной пирамиды на сайте Росстата заметен провал в наиболее продуктивных возрастных категориях между 18 и 35 годами), что делает дефицит объективным и сложно «расшиваемым». Таким образом, меры по усилению координации между работодателями и системой образования, а также переобучение специалистов и привлечение молодёжи (три федеральных проекта из четырёх) не могут считаться исчерпывающими решениями.
Возрастно-половая диаграмма на 1 января 2024 года.©octagon.media, 2024
К тому же забирает кадры спецоперация и курс (пока на уровне отдельных регионов) на выдавливание мигрантов из определённых сфер занятости. Также сыграли свою роль 13 лет работы Болонской системы, производившей бакалавров, к квалификации которых у работодателей серьёзные вопросы. Завершает список проблем старение населения. Каждый четвёртый житель страны, по данным Росстата на начало года – в пенсионном возрасте. Стимулирование работающих пенсионеров поможет решить проблему лишь отчасти.
Всё это позволяет говорить о ведущей роли роботизации, автоматизации и повышения производительности труда в решении проблемы кадрового голода. По плотности и интенсивности роботизации Россия серьёзно отстаёт от стран-лидеров. Соответствующий нацпроект «Роботизация и станкостроение» с объёмом финансирования около 300 млрд рублей Правительство в соответствии с поручением президента планирует подготовить и запустить примерно в те же сроки – с 2025 года. Это потребует от частного сектора инвестиций в основной капитал и привлечения заёмных средств – только за счёт субсидий вопрос не решить. Такая возможность появится только при условии поддержки через институты развития, поскольку доступ к «длинным деньгам» на рыночных условиях активно противодействует Центральный банк – за счёт запретительной ключевой ставки.
Вызывает вопросы широко растиражированные оценки, что дефицит кадров касается исключительно «синих воротничков», на подготовку которых направлено негласно организованное отсечение школьников от учёбы в старших классах. Одновременно по данным независимых экспертов, дефицит кадров с высшим образованием составит к 2030 году до 1,4 млн человек. Нет оснований не верить этой информации, ведь достаточность в сфере разработок передовых технологий названа президентом в качестве ещё одного фактора риска для экономического роста. Невозможно построить промышленный, технологический, финансовый и экономический суверенитет, не имея квалифицированных разработчиков.