Ставка государства на развитие ОПК и рост расходов на оборону (почти 11 трлн рублей только в 2024 году) формирует соответствующий кадровый запрос. Экономике нужны инженеры и разработчики в судостроении и авиастроении, специалисты по аэрокосмическим и квантовым технологиям, электронике и искусственному интеллекту, по автоматике и робототехнике, связисты, шифровальщики. И хотя количество проектов популяризации инженерно-технического образования зашкаливает, студенты не спешат выбирать стратегические для страны специальности.
Минобрнауки сформировало государственные приоритеты научно-технического развития страны. В сфере высшего образования к ним относится создание условий для развития талантов и профессионального роста научных и инженерных кадров, а в следующем цикле – привлечение средств частных организаций в научно-технические проекты. Среди технологических индустриальных партнёров проекта «Передовые инженерные школы» такие предприятия, как «Газпром нефть», КамАЗ, «Росатом», «Ростех», «Роскосмос», «Сибур», Российские железные дороги.
На подготовку инженерных кадров ориентирован федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», а также ведомственный проект реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла. «Инженерные классы» призваны привлечь и подготовить кадры со школьной скамьи.
Молодёжь привлекают конкурсами, олимпиадами и чемпионатами с ценными призами, последующим включением в кадровые резервы и бонусами при поступлении. Казалось бы, результаты есть: по инженерным специальностям в 2023 году отмечен наибольший рост контрольных цифр приёма. Но действительно ли эффективна эта машина государственного маркетинга?
В студенческой среде становятся популярными различные конкурсы профессионального мастерства.Фото: Егор Алеев/ТАСС
Статистические сведения о численности студентов всех курсов и форм обучения в разрезе укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки (УГСН) есть на сайте Минобрнауки России. Согласно этим данным, численность студентов инженерного профиля за пять лет увеличилась на 7,8 процента. Но в разрезе отдельных УГСН картина зачастую радикально отличается.
За тот же период по УГСН «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» наблюдается повышение общей численности студентов в полтора раза. Это объясняется дефицитом айтишников и курсом на привлечение на соответствующие специальности максимального числа желающих. Однако по 13 УГСН в 2019–2023 годах фиксировалось снижение численности студентов. В наибольшей степени – сразу на 16,7 процента – упала критически важная специальность «Физико-технические науки и технологии». В перспективе для ВПК и фундаментальной науки отмеченное уменьшение числа обучающихся несёт серьёзные риски.
Интересно также наблюдать за реакцией на эту статистику профильных вузов: платное обучение в топ-10 высших образовательных учреждений страны подорожает на 4–20 процентов. Обладатель антирекорда – Московский физико-технический институт, поднявший цены на обучение по программам бакалавриата на 20 процентов. Стоимость программы «Ядерная физика и технологии» выросла с 504 до 605 тыс. рублей. Таким образом, мода на IT поставила мощный финансовый заслон подготовке важных для отечественной промышленности специалистов.