Страна готовится к тому, чтобы работать больше. Совет Федерации на днях одобрил закон об оплате сверхурочных, а Российский союз промышленников и предпринимателей инициировал новаторский подход в борьбе с дефицитом рабочих рук путём расширения возможностей для дополнительной нагрузки на трудящихся. Нехватка квалифицированных кадров не в первый раз становится вызовом для державы.
В советское время не зря родился рыбинский трудовой почин, который заключался в том, чтобы производить больше продукции меньшим числом работающих. А до этого были передовые инициативы трактористки Паши Ангелиной, горняка Алексея Стаханова, движение вдвое перевыполнявших план двухсотников, клуб доярок-трёхтысячниц, лунинский метод эксплуатации железнодорожной техники, даугавпилсский метод строительства и множество других подходов, которые направлялись на увеличение производительности труда и популяризацию наиболее важных для экономики профессий. Однако наряду с призывом работать лучше партия и Правительство ещё с 1917 года старались формально блюсти такие социальные завоевания трудящихся, в которых был прописан восьмичасовой рабочий день.
В державе менялись конституции и другие законы, но правило ограниченной по времени трудовой смены у станка оставалось неизменным, хотя на деле частенько было совсем наоборот. В сложные исторические времена страна трудилась и без выходных, и с одним красным днём календаря вместо нынешних двух, и с переработками, и даже в режиме проживания в заводских цехах, а также обедами и полдниками без отрыва от производства.
Те, кто много и ударно трудился, больше и получал, хотя и не всегда, потому что, например, если рабочему сословию за переработки безоговорочно начислялись сверхурочные и премиальные, то инженерно-технический персонал на советских производствах зачастую засиживался на рабочих местах допоздна из чувства долга, ответственности и высокой сознательности.
В итоге советская система хоть и уступала в производительности капиталистическому миру, но смогла выжать из потенциала страны максимум возможного.
Поэтому перестройка грянула под лозунгом ускорения, а не внедрения сверхурочных смен, которые всё равно бы ничего не решили в том положении, в котором тогда оказалась экономика.
Сейчас ситуация другая, и хоть заводов с фабриками в России стало гораздо меньше, чем раньше, но ВВП растёт, а по показателю паритета покупательной способности РФ и вовсе впереди всей Европы. Но, чтобы справиться со всеми новыми и старыми вызовами и ещё больше укрепить внутренний стержень державы, требуются миллионы не только мозолистых, но и умелых рук. С руками в России нет проблем, но в значительной своей части они сегодня или руководящие, или считающие, или проводящие пальцами по сенсорным экранам смартфонов, а для обеспечения суверенитета и повышения уровня благосостояния нужны по-настоящему трудовые длани.
Если недавно в этом вопросе можно было положиться на неиссякаемый приток мигрантов из Средней Азии, то теперь ввиду изменившейся обстановки в рядах этих трудовых резервов наметился тренд на обратную релокацию. Обстоятельства сами вынуждают Россию найти способ обойтись своими силами – тем более что технологический суверенитет за счёт трудовых мигрантов не построишь, станков с программным управлением им не доверишь. Квалифицированных специалистов востребованных рабочих профессий в сегодняшней РФ не так уж и мало, но все они наперечёт и давно разобраны предприятиями тех отраслей, которые больше всего отвечают интересам государства.
Властью брошен клич о подготовке грамотного рабочего пополнения тем специалистам, которые трудятся над выполнением планов в очках и с морщинами на лицах. Пожилой рабочий борозды нацпроекта не испортит, но и поддерживать высокий темп трудовых вахт ему не всегда по плечу. Конечно, большинство отечественных трудящихся по нынешним временам настроено как помочь стране, так и подзаработать, да и государство нацелено на то, чтобы не обижать сознательных граждан с оплатой сверхурочных.
В советское время производили больше продукции меньшим числом работающих.Фото: Борис Клипиницер/ТАСС
Российским зарплатам ещё есть куда расти, чтобы не уступать европейским, американским или австралийским, но и переработки имеют свой предел и объективные ограничения. Эксперты не зря предупреждают, что бесконечно нагружать дефицитных квалифицированных специалистов себе дороже, потому что даже у самых энергичных работников рано или поздно от стахановских смен происходит профессиональное выгорание.
Возможно, через десяток лет проблема с кадрами и ростом производительности труда будет наконец решена за счёт искусственного интеллекта и робототехники, но ближайшие годы и пятилетки стране требуется как-то продержаться на имеющихся ресурсах. Не дремлет и Запад с неослабевающими санкциями, не идёт на мирные переговоры и Украина, а дружественный Китай если и помогает, то в основном уже готовой продукцией, а не средствами производства и не коммунистическими бригадами квалифицированных китайских рабочих.
В такой непростой обстановке государству не остаётся иного пути, как комплексный подход к расшивке проблем экономики, при котором важно не дать стране надорваться в избыточном трудовом порыве и сверхурочных сменах и так организовать труд, чтобы его результаты шли на пользу общему делу и интересам державы.