2022 год оказался лучше 2021-го по крайней мере в одном: внутренние розничные цены на нефтепродукты не только не превысили показатели общей инфляции, но даже не приблизились к её уровню. Однако в ближайшее время ситуация может измениться. Экспорт российской нефти в Евросоюз сократится уже в декабре, а объёмы поставок российских нефтепродуктов упадут в феврале 2023 года. Компенсировать проблемы нефтяников придётся россиянам.
Динамика цен и инфляция
С начала текущего года цены на бензин самой распространённой марки – АИ-95 – выросли в России всего на 1,5 процента, на АИ-92 и того меньше – чуть превысили 1 процент. Заметнее подорожал 98-й – на 4,8 процента, а больше всего выросло в цене дизельное топливо – на 6,5 процента. И всё равно это почти вдвое ниже показателей инфляции, которые по итогам года планируются фискальными властями в диапазоне 12–13 процентов. Для сравнения: в прошлом году потребительские цены на бензин в РФ выросли на 8,84 процента, а инфляция составила 8,39 процента.
В 2023-м власти ожидают снижения темпов инфляции до 5–7 процентов, и, вероятнее всего, чудо закончится: бензин снова будет обгонять по ценовой динамике инфляционные показатели. Фундамент для этого уже заложен как внутри России, так и за её пределами. 21 ноября президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми налоговая нагрузка на нефтяные, газовые и угольные компании в 2023–2025 годах суммарно увеличится примерно на 1 трлн рублей. В том числе за счёт корректировки демпфирующего механизма (нужен для сдерживания цен на топливо) и повышения фискальной нагрузки по налогу на добычу полезных ископаемых.
Этот фактор играет в пользу роста цен. Против могло бы стать избыточное предложение моторного топлива – оно возникнет после введения со стороны Европы эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты. Однако фундаментальный фактор вряд ли сработает. Однозначно можно утверждать только одно – дефицита точно не будет, а вот цены на АЗС возобновят рост.
Жизнь после эмбарго
В соответствии с шестым пакетом санкций ЕС запрет на морские перевозки российской нефти должен вступить в силу 5 декабря. Даже с учётом лазеек и исключений экспорт нефти сократится. Внутренний рынок нефтепродуктов на это, возможно, не отреагирует, поскольку доля стоимости нефти в конечной цене бензина или дизтоплива невелика (около 10 процентов). Более критичным станет запланированный на февраль отказ Европы от российских нефтепродуктов.
– На первом этапе после вступления эмбарго в силу может случиться переполнение внутреннего рынка и даже локальное снижение цен на бензин, – рассказал «Октагону» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Станислав Митрахович. – Но российские нефтяные компании будут вынуждены уплачивать дополнительные налоги, поскольку бюджетные расходы увеличиваются. Не исключаю, что в этих условиях компании попросят у Правительства разрешить им повысить цены на внутреннем рынке. И власти, вероятно, пойдут им навстречу.
В феврале может произойти локальное снижение цен на бензин.Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников полагает, что переполнение рынка может и вовсе не случиться, поскольку российские нефтеперерабатывающие заводы могут просто снизить нагрузку, чтобы не создавать профицит продукции на внутреннем рынке:
– В таком случае упадёт и выпуск бензина, что может создать предпосылки для роста цен на топливо на внутреннем рынке.
Основная сложность возникнет с тем, куда «пристроить» дизельное топливо. Если доля бензина, отправляемого Россией на экспорт, составляет всего около 10 процентов от объёма производства, то по дизтопливу – это около половины, причём большая часть идёт в страны ЕС.
Трудности переориентации
Здесь возникает главный вопрос: получится ли перенаправить потоки российских нефтепродуктов (главным образом дизеля) в так называемые дружественные страны.
– Мы ожидаем, что компании найдут способ экспортировать дизтопливо в дружественные страны. Кроме того, Европе будет крайне сложно компенсировать российские поставки, что вызовет резкий рост цен и увеличит привлекательность серых схем импорта дизтоплива из РФ (в основном это будет смешивание в дружественных РФ юрисдикциях), – отметил Кирилл Мельников.
И всё же с переориентацией не всё так просто. Как пояснил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, перенаправить поставки нефтепродуктов сложнее, чем потоки сырой нефти.
«В Азии более востребовано сырьё, а не конечный продукт, потому что имеются собственные нефтеперерабатывающие мощности. Зачем им покупать наши нефтепродукты, если можно купить дешёвую нефть и загрузить свои заводы? Разве что придётся сделать для них большой дисконт».
Григорий Баженов
руководитель аналитического центра Независимого топливного союза
Более существенная проблема, по словам эксперта, заключается в недостаточном количестве морских судов для транспортировки нефтепродуктов. Экспорт требует малотоннажных танкеров, а их число значительно меньше, чем нефтяных. Отсюда и рост цен на фрахт таких судов.
Дизель – чемпион
Получается, что сокращение производства неминуемо, следовательно, избыточного предложения и снижения стоимости можно не ждать. Рост цен будет продиктован состоянием экономики в целом. В том, что он превысит инфляцию, эксперты почти не сомневаются. Больше других увеличение цен заметят, как и в этом году, владельцы автомобилей с дизельными двигателями. Дело не только в сокращении производства топлива из-за отказа Европы от российского дизеля, но и в ряде других факторов.
Специфика дизельного рынка России заключается, как известно, в сезонности.
Есть три вида дизтоплива: летнее, зимнее и межсезонное. В России отмечается существенный профицит летнего дизеля, но есть проблемы с зимним, что сейчас и отражается на ценах.
– Ограничения по поставкам дизельного топлива связаны с внутренним законодательством. Раньше зимний дизель балансировался за счёт процедуры блендинга – это технология, при которой летний дизель смешивается с авиакеросином. Долгое время процедура не считалась производством, и получение нового продукта не влекло за собой уплату акциза. В 2020 году было принято решение считать его производством, и эта лазейка исчезла. Выбрасывать на рынок большие объёмы стало попросту невыгодно, – добавил Баженов.
По прогнозу эксперта, особенно ощутимым рост внутренних цен на зимний дизель будет в конце осени 2023 года.