Евросоюз разработал новый санкционный пакет против России, который, в частности, предусматривает ограничение цены российской нефти. С 5 декабря может быть введён запрет её экспорта морем в страны ЕС. После этого находящиеся на территории Евросоюза нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) лишатся сырья из РФ. В связи с этим на повестке дня вновь оказалась судьба ISAB – итальянского НПЗ ЛУКОЙЛа. По данным СМИ, ему уже активно ищут покупателя. Какие ещё активы находятся в зоне риска?
Италия не хочет идти по немецкому пути
Ещё весной этого года впервые появились сообщения о возможной национализации нефтеперерабатывающего завода ЛУКОЙЛа на Сицилии. В середине сентября министр экологического перехода Италии Роберто Чинголани заявил, что надеется избежать этого сценария, и назвал в качестве более приемлемого решения деликатного вопроса продажу завода нероссийскому инвестору.
Главная причина заключается в том, что НПЗ на 40 процентов обеспечивается сырьём из России, а это значит, что готовящееся эмбарго на морские перевозки нефти российского происхождения угрожает дальнейшему функционированию предприятия. Непосредственно сказаться на работе завода, принадлежащего российской компании, могут и новые санкции ЕС, которые вскоре будут объявлены. Предприятие между тем имеет стратегическое значение, являясь третьим в Европе по объёмам переработки и обеспечивая Италию почти четвертью моторного топлива.
Нефтеперерабатывающий завод ISAB, принадлежащий российской компании ЛУКОЙЛ, на юго-востоке острова Сицилия в Италии.Фото: Gaetano Adriano Pulvirenti/AP/TASS
По данным Financial Times, одним из претендентов на приобретение завода может стать американская частная инвестиционная компания Crossbridge. Сообщается, что она уже провела 12-дневную юридическую экспертизу на предприятии. В компании ЛУКОЙЛ никак не прокомментировали эту информацию, также оставив без ответа вопрос о каких-либо переговорах с итальянской стороной и другими претендентами на завод.
Дисконт в пару миллиардов долларов
ЛУКОЙЛ купил 49 процентов акций завода в Приоло (юго-восток острова Сицилия) в 2008 году. Позднее ISAB стал полностью принадлежать российской компании. Также ей принадлежит розничная сеть Lukoil Italia. Как говорится на сайте ЛУКОЙЛа, «на сегодняшний день компания является одним из крупнейших российских инвесторов в Италии». Важен итальянский бизнес и для самого ЛУКОЙЛа.
– Всего ЛУКОЙЛ в 2021 году произвёл на НПЗ за рубежом 19,6 миллиона тонн нефтепродуктов (32 процента всего выпуска компании), причём на ISAB пришлась почти половина (9,6 миллиона тонн). Это самый крупный, сложный и ценный зарубежный НПЗ компании. И к тому же сейчас очень прибыльный благодаря загрузке российской нефтью, – заявил «Октагону» руководитель ООО «Центр развития энергетики» Кирилл Мельников. Эксперт отметил, что оценить сегодняшнюю рыночную стоимость завода довольно сложно, однако напомнил, что в 2013 году, завершая консолидацию НПЗ, ЛУКОЙЛ заплатил итальянской ERG сумму, исходя из которой весь завод оценивался примерно в 2,7 млрд долларов. После этого компания вложила несколько сотен млн долларов в модернизацию актива.
– Учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, ЛУКОЙЛу, очевидно, придётся согласиться на существенный дисконт. Кроме того, экономика НПЗ после перехода к новому владельцу однозначно ухудшится, поскольку завод не сможет закупать со скидкой российскую нефть, – полагает Кирилл Мельников.
«На наш взгляд, если ЛУКОЙЛ сможет получить 1 миллиард долларов за этот актив в текущей ситуации, это была бы неплохая сделка для российской компании».
Кирилл Мельников
руководитель ООО «Центр развития энергетики»
Промышленный эксперт Леонид Хазанов также считает, что по большому счёту для ЛУКОЙЛа было бы выгодно продать завод, передав новые заботы о нём новому инвестору.
– Если это будет Crossbridge, после завершения сделки вопрос с обеспечением ISАB нефтью встанет уже перед ней. Отмечу, что ISAB перерабатывает 360 тысяч баррелей в день, или 30 процентов потребления нефти всей Италией. Если по каким-то причинам он остановится, то это будет уже проблема Crossbridge и правительства Италии, – говорит он.
Пророчества Алекперова
Основатель и бывший президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов ещё шесть лет назад говорил о том, что компания может продать свои НПЗ в Италии, Румынии, Болгарии и Нидерландах, заявив, что они не являются для неё стратегическими. В 2014 году вокруг румынского предприятия ЛУКОЙЛа разгорелся конфликт в связи с обвинениями в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов в отношении пяти сотрудников НПЗ. Впоследствии он был улажен. Эксперты не исключают того, что активы, которыми российская компания полноправно распоряжается в Европе, и сегодня могут оказаться в зоне внимания местных властей.
– НПЗ в Румынии и Болгарии находятся в зоне риска, поскольку ЛУКОЙЛ владеет ими полностью, – считает Кирилл Мельников. В то же время он отмечает, что экономических предпосылок сегодня нет, поскольку санкции ЕС, запрещающие покупать российские нефть и нефтепродукты, не коснутся НПЗ в болгарском Бургасе до июня 2024 года (ЕС предоставил Болгарии соответствующее исключение).
– Что касается НПЗ в Плоешти (Румыния), то он небольшой (2,7 миллиона тонн), и ЛУКОЙЛ, помимо местной румынской нефти, сможет закупать для него казахстанскую и азербайджанскую нефть, отгружаемую через порты Чёрного моря, – поясняет Кирилл Мельников.
Основатель и бывший президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов шесть лет назад говорил о том, что компания может продать свои НПЗ в Италии, Румынии, Болгарии и Нидерландах, заявив, что они не являются для неё стратегическими.Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Нидерландский актив, по мнению эксперта, не тронут, поскольку ЛУКОЙЛу принадлежат 45 процентов компании, управляющей НПЗ в Нидерландах. Иными словами, он не контролирует актив. То же касается и добычного проекта PL 858 в норвежском секторе Баренцева моря, где ЛУКОЙЛу принадлежат 20 процентов.
– Но, безусловно, ситуация может измениться, если ЕС введёт новые санкции, – добавляет глава Центра развития энергетики. – В ближайшее время ЛУКОЙЛ, как и остальные российские нефтекомпании, будет сосредоточен на адаптации к новым условиям, что в первую очередь подразумевает перестройку логистики. Инвестиции в зарубежные активы сейчас явно не приоритет. В более отдалённом будущем, по его мнению, ЛУКОЙЛ может выделить их в отдельную компанию. Об этом ещё несколько лет назад говорил и Вагит Алекперов.
В Италии остаётся комбинат «Русала»
Среди крупных российских инвесторов, присутствующих сегодня в Италии, – «Русал», которому принадлежит глинозёмный комбинат EurAllumina, расположенный на Сардинии. «Русал» приобрёл 56,2 процента завода у Rio Tinto Aluminium (подразделение англо-австралийской Rio Tinto) в 2006 году. В связи с экономической неэффективностью уже более десятилетия он не работает.
– Глинозёмный комбинат, подконтрольный «Русалу», простаивает с 2009 года из-за высоких цен на электроэнергию, – поясняет Леонид Хазанов.
В 2021 году сообщалось о том, что комбинат может восстановить работу в 2022 году, однако этого не произошло.
Другим промышленным компаниям из России, по словам Хазанова, Италия была не особенно интересна и ранее, а это значит, что ожидать серьёзного передела российской собственности в стране не приходится.
– Итальянская промышленность не так интересна для наших компаний по сравнению с немецкой или французской. Поэтому в предшествующие годы они почти ничего в Италии и не приобретали. Конечно, власти Италии могут продолжить арестовывать виллы и яхты россиян, но, как мне представляется, на кардинальные действия они не пойдут, – полагает эксперт.
В минувшее воскресенье в Италии состоялись парламентские выборы, победу на которых одержала лидер ультраправой партии «Братья Италии» Джорджа Мелони, считающаяся наряду с премьером Венгрии Виктором Орбаном одним из главных евроскептиков среди политической элиты стран ЕС. По мнению наблюдателей, Мелони может оказаться более готовой к компромиссам по отношению к России, нежели её предшественник Марио Драги.