США поняли, что напрасно объявили войну российской нефти

США поняли, что напрасно объявили войну российской нефти

Экономика 14 октября 2022 Дмитрий Родионов

Соединённые Штаты переиграли себя в попытках вывести с местного рынка российские углеводороды. Ряд политиков уже открыто признаёт, что стратегия действующего президента США Джо Байдена привела к зависимости страны от иностранных энергоресурсов, что грозит столкнуть американскую экономику с обрыва.

Как заявил в статье для Fox News бывший губернатор Техаса и экс-министр энергетики США Рик Перри, политика команды Джо Байдена привела Штаты к полной зависимости от иностранных энергоресурсов.

«Стратегия зависимости от зарубежных поставщиков, разработанная президентом, сделала страну уязвимой и угрожает столкнуть американскую экономику с обрыва», – утверждает он.

По словам Перри, Белым домом были допущены многочисленные ошибки в регулировании отрасли энергетики, которые фактически поставили её на грань исчезновения. «Бездумные попытки» Соединённых Штатов зафиксировать цены наводнили рынок резервным стратегическим запасом американской нефти.

Саудиты показали США снижение

Сейчас в отрасли развивается беспрецедентный кризис в отношениях между США и Саудовской Аравией. Его спровоцировало недавнее решение ОПЕК+ с ноября сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки.

В Штатах эту новость восприняли крайне болезненно. Решение называют очередным сговором Саудовской Аравии и России, американские политики уже призывают Байдена к неприятному для Эр-Рияда ответу – от понижения уровня дипотношений до запрета на поставки оружия, от которого саудиты весьма сильно зависят.

В какой-то степени этот шаг действительно выглядит как плевок в лицо Вашингтону, который всё лето пытался повлиять на саудитов, чтобы те не сокращали, а повышали уровень добычи. Таким образом предполагалось решить топливный кризис, охвативший Запад, а также снизить доходы Москвы.

Центральная диспетчерская нефтяного месторождения Хурайс, в 93 милях к северо-востоку от Эр-Рияда, Саудовская Аравия.Центральная диспетчерская нефтяного месторождения Хурайс, в 93 милях к северо-востоку от Эр-Рияда, Саудовская Аравия.Фото: Amr Nabil/AP/TASS

Тут важно понимать, что в возникновении ситуации, в которой оказались США, виноваты исключительно они сами. Разрушать старую схему, не построив новую – занятие контрпродуктивное, а именно это Вашингтон и попытался сделать, изменив баланс на рынке энергоносителей и резко снизив на нём роль России.

Внезапно оказалось, что снизить её не так просто и что эта роль важна не только для Европы, но и для Америки, которая также зависит от российской нефти, отказ от которой в условиях отсутствия альтернативы и абсолютной солидарности союзников может быть чреват негативными последствиями для американской экономики.

Штаты подсели на российские углеводороды

Несмотря на то что «сланцевая революция» в Соединённых Штатах позволила им существенно увеличить объём собственной добычи, страна остаётся одним из крупнейших мировых импортёров чёрного золота. Крупнейшими поставщиками нефти в США традиционно были Канада, Саудовская Аравия, Мексика и Венесуэла. Но в последние годы ситуация начала меняться на фоне отключения от мирового рынка Ирана и Венесуэлы и падения поставок из Мексики. Штаты стали наращивать зависимость от российской нефти, точнее нефтепродуктов.

Как отмечалось в прошлогоднем отчёте рейтингового агентства Standard & Poor’s, в январе 2021 года доля ввоза США российской нефти составила рекордные 8 процентов от общего объёма импорта нефти (для сравнения: в 2018 году она составляла 4 процента). В прошлом году объём поставок нефти из РФ в Штаты достиг 10-летнего максимума, превысив показатели Саудовской Аравии. В итоге, по данным минэнерго США, Россия в 2021 году вышла на второе место в списке крупнейших поставщиков нефти в страну, уступив лишь Канаде.

Всё это произошло после того, как Дональд Трамп обложил санкциями Венесуэлу. Тогда серьёзные проблемы начались у американских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Мексиканском заливе и на Восточном побережье, которым была необходима тяжёлая нефть для производства бензина.

Выход нашли в России, чей мазут, по мнению многих экспертов, буквально спас отрасль от смерти.

Самое смешное состоит в том, что демократы тогда обвиняли Трампа, что тот поставил США в нефтяную зависимость от Москвы. Но попытались ли они изменить эту ситуацию после прихода к власти? Нет, ровно наоборот! Уже по итогам первых шести месяцев президентства Байдена импорт нефти и нефтепродуктов из России в Соединённые Штаты вырос на 78 процентов.

Трамп сразу заявил, что зелёный курс Байдена приведёт «к захвату американского рынка русскими». Интересно, что этот курс нанёс ощутимый удар и по собственным производителям.

Зелёный тренд подвёл американцев

К моменту прихода к власти Джо Байдена нефтяная отрасль США ещё восстанавливалась после потрясений весны 2020-го: сначала – резкого снижения спроса из-за пандемии, а затем – ценовой войны России и Саудовской Аравии. Эти события отправили отрасль в глубокий нокаут: обанкротилось более 150 компаний, выжили лишь те, кто был застрахован на годы вперёд, а инвестиции в сланцевую добычу рухнули более чем вдвое.

Казалось бы, в таком положении глава государства должен поддержать производителей. А что делает Байден буквально в первые дни пребывания в Белом доме?

Во-первых, он прекращает выдачу новых лицензий на разработку месторождений нефти и газа на государственных землях и в морском шельфе. Во-вторых, принимает решение оставить без финансирования сланцевиков, которые, по его мнению, не вписываются в зелёный курс.

Кроме того, он сразу же вернул страну в Парижское соглашение по борьбе с изменением климата и подписал указ о запрете строительства Keystone XL – нефтепровода, поставляющего канадскую нефть НПЗ в Мексиканском заливе (эти предприятия уже впадали в зависимость от российской нефти, которая после этого стала расти в цене ещё быстрее).

Зелёный курс Джо Байдена останавливает нефтегазовые проекты США.Зелёный курс Джо Байдена останавливает нефтегазовые проекты США.Фото: Andrew Harnik/AP/TASS

И вот на фоне стремительно увеличивающейся зависимости от России США после начала специальной военной операции на Украине принимают решение отказаться от ввоза нефти из РФ, чья доля составляет около 8 процентов от общего объёма импорта. И вдруг выяснилось, что без «страны-бензоколонки», как называли за глаза Россию, цены на бензин резко повысились.

При этом Вашингтон пытается устроить очередной «нефтяной шторм», заставив союзников тоже отказаться от российской нефти или введя на неё потолок цен и не понимая, что это приведёт к ценовому буму и значительным потерям для собственной экономики.

Ситуацию дополнительно усугубил тот факт, что американские сланцевики, увидев перспективы на освободившемся газовом рыке Европы, сейчас бурят всё больше скважин для добычи именно газа, а не нефти.

США будут выбирать бывших врагов в новые партнёры

Видимо, Байден и впрямь очень рассчитывал на то, что Эр-Рияд будет наращивать добычу, тесня Россию и сбивая цену. Но что-то пошло не так.

Теперь выбор невелик: идти на компромисс с заклятыми врагами Венесуэлой и Ираном. Но это ощутимо ударит по самолюбию США и пошатнёт уважение со стороны союзников. В случае с Ираном – со стороны той же Саудовской Аравии, отношения с которой испортятся ещё больше. А главное, это поможет Соединённым Штатам решить свои проблемы, но никак не навредит России. Ведь даже европейское эмбарго и потолок цен тут бессильны – российская нефть просто уйдёт другим покупателям.

В этой ситуации нужно наращивать добычу в рамках ОПЕК, чтобы сбивать стоимость углеводородов в принципе. А эту возможность Вашингтон, кажется, упустил окончательно.

Можно пойти на открытый шантаж Эр-Рияда, но это уже чревато потерей самого серьёзного рынка вооружений и подрывом могущества доллара. Так что пока Штаты спасаются самым простым способом – выпуская на рынок нефть из стратегического запаса. Но он не бездонный и едва ли справится с длительным кризисом. Такая мера лишь сбивает температуру, но не лечит болезнь.

В любом случае есть подозрение, что скоро США будут больше думать о собственных проблемах, чем о том, как утопить российскую экономику.