Тема нестабильной, укрепляющейся поистине впечатляющими темпами национальной российской валюты станет, очевидно, одной из центральных на ПМЭФ в 2022 году. Неслучайно заглавным мероприятием первого активного дня форума станет дискуссия с участием председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, главы Минфина Антона Силуанова и министра экономического развития Максима Решетникова. Как заявлено в деловой программе форума, в ходе сессии участники попытаются ответить на вопрос, «существуют ли у России собственные “точки опоры” для будущего развития». Запомним это словосочетание: «точки опоры».
Параллельные валютные вселенные
Организаторы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) считают, что «Россия успешно преодолела первую острую фазу: принятые меры позволили избежать развития событий по негативному сценарию, обеспечив финансовую и ценовую стабилизацию». Однако динамика курса валют пока говорит об обратном. Кривая падения курса доллара выглядит, мягко говоря, драматично, поскольку за три последних месяца американская валюта по отношению к национальной подешевела вдвое – с 120 до 60 рублей за единицу. И это при том, что фискальные власти предпринимают самые различные меры по сдерживанию взмывающего рубля.
Ведущий аналитик по глобальным исследованиям компании «Открытие Research» Андрей Кочетков полагает, что принятых решений достаточно лишь в моменте.
В силу того, что регуляторы смягчили меры валютного контроля для компаний и ввели ограничения для населения, в России фактически сложились две валютные системы.
– Если посмотреть на курсы продажи валюты населению, то мы увидим картину, сильно отличающуюся от биржевого курса. Физический спрос со стороны населения на валюту отсутствует по причине того, что сфера зарегулирована, а со стороны компаний-импортёров нет спроса на валюту в силу исчезновения каналов импорта, – отмечает эксперт в беседе с «Октагоном».
Плюс день – минус рубль
Такая ситуация не позволяет держать курс на постоянном уровне. Доллар снижается со скоростью примерно 1 рубль в день: на конец мая – 66,40 рубля, а 11 июня уже 57 рублей. Однако пока у регуляторов есть одно утешение – их спасает и позволяет «держать лицо» тот факт, что пока курс находится на уровне 55–60 рублей, и это ещё не катастрофа. По крайней мере, проблем с пополнением бюджета у властей нет, поскольку решено перестать откладывать средства в золотовалютные резервы и Фонд национального благосостояния России. Однако законсервироваться в таком положении не получится. Рано или поздно торговый баланс изменится, придётся восстанавливать импорт. Вероятнее всего, придётся также проводить либерализацию для физических лиц. Какие решения будут приняты в случае, если качели качнутся в ту или иную сторону, неясно.
Регулирование валютного рынка фактически проводится в ручном режиме, единой стратегии у властей и ключевых рыночных игроков не наблюдается.
Между тем известно, что для бизнеса крайне важен даже не столько слабый, сколько стабильный рубль, что диктуется пресловутыми прозрачными правилами игры.
Новый драйвер – деглобализация
Почему фискальные власти не могут решить проблему с курсом рубля на сколько-нибудь обозримую перспективу? Один из ответов на этот вопрос лежит в глубокой интеграции в мировую экономику, с которой российские чиновники не в состоянии совладать силой своей экономической мысли и при помощи имеющегося у них инструментария. Как говорится на сайте ПМЭФ, «введение отдельных санкций существенно ускорило деглобализационные процессы, став сигналом к необходимости поиска “точек опоры”». Последний фразеологизм на глазах становится таким же модным, как и распространённое в нулевые годы словосочетание «структурные реформы».
Однако пока никто не ответил, какие конкретно точки имеются в виду.
Удивительно, что ответов на этот вопрос не знают даже такие корифеи, как глава ВТБ Андрей Костин. В своей статье в РБК, написанной к началу ПМЭФ, он пишет: «Основная задача – оценить характер и глубину перемен по всему спектру социально-экономической повестки и сформулировать приоритеты работы государства и бизнеса в эпоху “игры без правил”. Мы свою сессию так и назвали: “Новые реалии нового мира: игра без правил?”. И один из главных вопросов для меня – в чём [находятся] точки опоры банковского сектора, каковы его перспективы». Так что поисками многоточия на форуме будет занят даже главный банкир РФ – к слову, кандидат экономических наук и выпускник экономфака МГУ.