В условиях санкционного давления на российскую экономику Правительство РФ обратило внимание на реализацию национальных проектов. По данным «Октагона», силовики получили указание изучить нарушения, допущенные при их исполнении. В том числе это касается качества жизни наиболее экономически уязвимого слоя населения – жителей сёл и посёлков. Одним из главных вопросов является отсутствие магазинов в тысячах населённых пунктов по всей стране. Купить продовольствие не могут даже те, кто его производит.
Утверждённая в 2019 году государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» – последний из существующих нацпроектов. В число основных показателей входит торговля в малых населённых пунктах. Объекты торговли признаны одними из общественно значимых. Несмотря на то что в госпрограмме на этом моменте сделан акцент, на местах её реализация зачастую проходит без должного усердия: в тысячах сёл людям негде купить даже еду.
Судя по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2020 года, в стране постоянно проживают 147,2 миллиона человек. Из них 75 процентов живут в городах, 25 процентов – в сельской местности.
Законодательством установлено, что на тысячу жителей базово полагается 202 квадратных метра площадей объектов розничной торговли, реализующих продукты питания, и 387 квадратных метров – для объектов, торгующих непродовольственными товарами.
Однако региональным органам власти предоставлена возможность корректировать цифры в зависимости от местной специфики.
– Помимо прочего, для развития торговли в регионах законодательством предусмотрено формирование специальных региональных и муниципальных программ развития торговли, – сообщили «Октагону» в Минпромторге РФ.
На вопрос издания о том, сколько населённых пунктов в России остаются без торговых точек, в ведомстве не ответили. Также не поступил ответ на аналогичный запрос, направленный в Минсельхоз РФ.
30 января 2021 года Правительство РФ выпустило распоряжение № 208-р, согласно которому регионам рекомендуется обеспечить максимальную доступность торговых точек для покупателей, увеличить количество рынков, ярмарок и торговых объектов. Но, как выяснил «Октагон», власти на местах не всегда справляются с поставленной Правительством задачей, а иногда из-за бюрократических проволочек откровенно саботируют её.
Проблема отсутствия стационарных объектов торговли актуальна для всей страны: от Ленинградской области до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Для создания положительной картины обеспеченности магазинами местное руководство пользуется усреднённой статистикой, однако сбалансированность расположения торговых точек вызывает вопросы.
Например, в Ленинградской области фактическая обеспеченность населения площадями объектов розничной торговли, реализующих продовольствие, на тысячу человек составляет 400,2 процента. Это в два раза выше установленного в регионе норматива (199,7 процента), сообщили «Октагону» в областном комитете по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка.
Вместе с тем в удалённых и труднодоступных поселениях магазинов не хватает – их нет более чем в 600 населённых пунктах.
В Свердловской области, по информации регионального министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка, на 1 января 2022 года в 521 сельском населённом пункте отсутствуют стационарные точки торговли.
– Данные населённые пункты являются малонаселёнными, труднодоступными и отдалёнными. В них органы местного самоуправления индивидуально прорабатывают вопросы обеспечения населения товарами первой необходимости, – заявили изданию в департаменте информполитики губернатора региона.
Как рассказали в минпромторге Хабаровского края, на территории субъекта насчитывается 118 населённых пунктов с количеством жителей до 250 человек, где отсутствуют стационарные объекты торговли. Власти утверждают, что их строительство в таких поселениях невыгодно.
По информации Росстата, в Красноярском крае на 1 января 2021 года работали 19 822 торговых объекта, не считая аптек и заправочных станций. При этом примерно в 12 процентах населённых пунктов торговых точек нет.
– Есть населённые пункты, как правило, удалённые от райцентра, и малые населённые пункты, где живут в основном пенсионеры, – в них отсутствуют объекты социальной инфраструктуры, нет рабочих мест. Соответственно, частники не заинтересованы в открытии торговых точек, – сообщили «Октагону» в минсельхозе Красноярского края.
Там подтвердили, что в труднодоступных территориях, расположенных на значительном расстоянии от крупных населённых пунктов, у жителей возникают сложности с покупкой продуктов питания. Решение каждый находит сам: кто-то закупает провизию и бытовую химию в соседних посёлках, выезжая туда на личном транспорте. Жителей более крупных поселений товарами первой необходимости снабжают по предварительному заказу отделения почтовой связи. В основном люди частично или полностью обеспечивают себя продуктами питания за счёт огорода и содержания скота.
В Приморском крае почти все населённые пункты обеспечены собственными продуктовыми магазинами – даже сёла Амгу (численность населения – около 700 человек) и Агзу (около 150 человек), расположенные в сердце тайги.
– Мы давно эту проблему закрыли. У нас такая система: организация «Тернейлес» на своих плашкоутах и баржах доставляет контейнеры с продуктами предпринимателям до самого магазина. Везде есть свои магазины, – отметили в районной думе.
Собственного продуктового магазина нет лишь в селе Павловка в Чугуевском районе Приморья, где проживают около 100 человек.
«Там был магазин, но закрылся. Предпринимателю было невыгодно. Мы зазывали туда, и до сих пор объявление об аренде висит, и никто туда не идёт. Но мы проработали вопрос, село не оставлено без торгового снабжения».
Администрация Чугуевского района Приморского края
Как сообщили чиновники, три раза в неделю хлебобулочные изделия и молочную продукцию в Павловку возит фермер из соседнего села Уборка. Социальный работник по заявкам привозит остальной товар. Кроме того, в село периодически заезжают два других предпринимателя и как минимум раз в месяц привозят мясную и рыбную продукцию.
На территории Республики Башкортостан расположены более 4,5 тыс. сельских населённых пунктов, примерно в 1,8 тыс. из них отсутствуют объекты стационарной торговли. По мнению местных жителей, столь негативная картина отражает действия властей. Как писал «Октагон.Урал», единственный продовольственный магазин в селе Политотдел закрылся из-за того, что чиновники из местного земельного комитета и администрации района отказались найти компромиссный вариант.
Владелец магазина Василий Захаров несколько лет платил за использование не того земельного участка, где была расположена торговая точка, а соседнего, из-за чего образовалась задолженность. Власти обратились в суд, который расценил действия предпринимателя как необоснованное обогащение.
В результате бизнесмен закрыл магазин, не сумев собрать требуемую сумму для уплаты штрафа, который наложил на него Давлекановский районный суд.
Мужчина надеется, что ему поможет Верховный суд РБ, где сейчас он пытается оспорить решение суда первой инстанции. Пока дата заседания не назначена.
– Примерно дней 10 назад мне выдали решение Давлекановского суда. Изначально с меня хотели взыскать около 400 тысяч рублей за нарушение правил. Судья снизила сумму из-за истечения сроков давности – взяла период за последние три года, и теперь я должен уплатить 167 тысяч рублей. Я не согласен с этим, – говорит Василий Захаров.
Он по-прежнему привозит в Политотдел товары первой необходимости. Говорит, что не может бросить жителей, среди которых есть пенсионеры и инвалиды. По словам Захарова, власти обещали организовать торговлю с автолавки, но до сих пор её нет. К тому же вряд ли все смогут прийти за покупками, поскольку маломобильным трудно будет добраться до лавки. Население брошено, считает он.
Представители власти всех перечисленных регионов заявляют о том, что прорабатывают вопрос обеспечения сельских жителей продовольственными и непродовольственными товарами. Основной упор они делают на развитие выездной торговли. Преимущество такой формы в том, что мобильные пункты могут оперативно перемещаться туда, где есть потребность в обеспечении населения товарами, сообщили «Октагону» в Минпромторге РФ. Однако даже выездная торговля до сих пор не закрывает полностью потребности населённых пунктов и имеет свои – значительные – минусы.
В отдалённых территориях Хабаровского края выездная торговля – привычное дело. В Ванинском районе сёла и посёлки разбросаны на сотни километров вдоль железной дороги. Добраться и привезти товары сюда можно только поездом. Чтобы купить одежду, приходится ехать в районный центр или ждать, когда прибудут коммерсанты.
«В выездном формате у нас торгуют вещами, но редко – раза два за лето. Осенью приезжают маленькие грузовики и продают сезонные овощи – огурцы, помидоры. Скорее всего, везут из Приморья».
Галина Макарова
ведущий специалист администрации посёлка Токи
В Токах проживают 2600 человек, посёлок находится в 7 километрах от Ванина, между населёнными пунктами курсирует рейсовый автобус. Здесь организованы свои подсобные хозяйства, торгуют овощами, свежим молоком, творогом, в сезон забоя – мясом.
Куда хуже дела обстоят в селе Тулучи в том же Ванинском районе, где живут около 500 человек: собственной торговли почти нет, а у тех магазинов, которые ещё на плаву, трудности с завозом товаров. Дважды в месяц здесь останавливается поезд с грузовым вагоном, привозит продукты и бытовую химию. До конечного потребителя товар доходит с существенной наценкой.
– Провоз в багажном вагоне идёт по 8 рублей за килограмм груза. Цены у нас в итоге на порядок выше, чем даже в Ванине, – поясняет глава Тулучинской сельской администрации Игорь Потылицын.
«Например, хлеб: там он 40 рублей стоит, а у нас – 50 рублей за булку. То же касается моющих средств. Проблемы есть именно с доставкой».
Игорь Потылицын
глава Тулучинской сельской администрации
По его словам, выездная торговля в посёлке есть, но происходит редко из-за удалённости и отсутствия нормальной дороги. Мимо посёлка проходит только техническая трасса, которая не обслуживается. По ней раз или два за лето коммерсанты привозят на продажу одежду. Заезжая в один посёлок, они отправляются дальше – в другие населённые пункты, расположенные поблизости вдоль линии дороги.
В Хабаровском крае продукты один-два раза в неделю привозят предприниматели, ведущие торговую деятельность в близлежащих поселениях. Также доставкой товаров в некоторые населённые пункты занимается ФГУП «Почта России». Продукцию в посёлки, расположенные вблизи железнодорожной магистрали, доставляет АО «РЖД» – специализированным вагоном в соответствии с графиком, уточняют представители Минпромторга.
По мнению краевых властей, решить проблему можно было бы с помощью автолавок, но у предпринимателей отсутствуют финансовые возможности.
В связи с этим в 2022 году правительство Хабаровского края решило субсидировать часть затрат на приобретение автолавок за счёт средств краевого и местного бюджетов на условиях софинансирования.
Подобным образом поступило и руководство Ленинградской области. Предприниматели и организации могут получить региональную субсидию на приобретение автомагазина (автолавки) и с его помощью обслуживать сельские территории по графику, утверждённому органами местного самоуправления.
Также за счёт областного бюджета предоставляется субсидия на возмещение части затрат организациям потребительской кооперации, связанным с доставкой товаров в сельскую местность, начиная с 11 километров от пункта их получения. В результате благодаря компенсации расходов на доставку в сельскую местность в течение 2021 года товарами первой необходимости были обеспечены 364 отдалённых населённых пункта из более чем 600.
В Свердловской области в 2021 году выездное обслуживание было организовано в 111 сельских населённых пунктах (из 521, где отсутствуют магазины). Его осуществляют как предприятия потребительской кооперации, так и индивидуальные предприниматели. Кроме того, в сельских населённых пунктах практикуются «лавки на дому», при необходимости организуется доставка товаров под заказ в определённое время.
Для поддержки и развития такого формата торговли министерством торговли и услуг Республики Башкортостан разработан проект постановления правительства региона о возмещении части затрат, связанных с приобретением автолавок. На данный момент он проходит стадию согласования в правительстве республики.