Турция рассчитывает на то, что менее чем через год, к столетию республики, будет завершено строительство первого реактора атомной электростанции (АЭС) «Аккую». Проект, реализуемый при непосредственном участии госкорпорации «Росатом», называют крупнейшим в истории российско-турецкого сотрудничества. Суждено ли сбыться этим планам с учётом того, что турбины для станции изготавливаются на французском заводе, принадлежащем американской компании?
Предыстория, участники и поставщики
Соглашение о сотрудничестве, предусматривающее строительство на южном побережье Турции в провинции Мерсин атомной электростанции «Аккую» в составе четырёх энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 4800 мегаватт, было подписано между правительствами России и Турции в мае 2010 года. Доля госкорпорации «Росатом» в проекте составляет 99,2 процента. Общая стоимость строительства оценивается примерно в 20 млрд долларов.
Для реализации проекта российская сторона учредила в конце 2010 года на территории Турции акционерное общество «Аккую Нуклеар». На сайте этой компании указаны 10 основных участников , среди которых присутствуют два иностранных члена – турецкий строительный подрядчик, а также мальтийско-австралийский консультант по вопросам лицензирования и безопасности.
Анкара, 3 апреля 2018 года. Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дают старт строительству АЭС.Фото: сайт президента России
Сведения о поставщиках размещены в ещё более лаконичном виде: «Основной объём поставок оборудования и высокотехнологичной продукции для реализации проекта приходится на российские предприятия. Проект также предусматривает максимальное участие турецких компаний в строительных и монтажных работах, а также компаний из других стран». Каких именно других стран, не уточняется.
С американо-французским акцентом
Тем не менее известно, что ещё в 2007 году компания «Атомэнергомаш», являющаяся машиностроительным дивизионом госкорпорации «Росатом», и французская корпорация Alstom создали совместное предприятие «Турбинные технологии ААЭМ» (AAEM), в котором российская сторона получила долю в размере 51 процента, а французская – 49 процентов. Созданное предприятие имеет технологию производства самых мощных на мировом рынке турбин и генераторов Arabelle, которыми, в частности, должна быть оснащена АЭС «Аккую».
В 2015 году компания Alstom продала свой энергетический бизнес, включая производство турбин Arabelle, американской корпорации General Electric (GE). С 2016 года учредителями компании ААЕМ значатся «дочка» компании «Атомэнергомаш» (51 процент) и компания Geast SAS (49 процентов). Причём 80 процентов в последней организации принадлежат GE, а 20 процентов – Alstom.
В 2017 году сообщалось, что принадлежащая GE французская компания Alstom Power Systems поставит основное и часть вспомогательного оборудования комплектной паротурбинной установки для машинного зала всех четырёх будущих энергоблоков АЭС «Аккую». Указанная информация была взята из открытых материалов, размещённых на сайте закупок «Росатома».
В 2015 году компания Alstom продала свой энергетический бизнес, включая производство турбин Arabelle, американской корпорации General Electric.Фото: Thibault Camus/AP/TASS
Изготовление оборудования для первой очереди АЭС (первый и второй энергоблоки) началось в июне 2019 года. В апреле 2021-го компания AAEM отчиталась о поставке первого ротора цилиндра высокого и среднего давления паровой турбины Arabelle на площадку АЭС «Аккую». «Оборудование предназначено для энергоблока № 1 строящейся АЭС. Ротор был изготовлен GE Steam Power (подразделение GE) на заводе во Франции, в Бельфоре», – говорится на сайте AAEM. Аналогичное сообщение размещено на сайте GE Steam Power. В марте 2022 года, уже после начала спецоперации на Украине, появилось сообщение о том, что компания AAEM поставила турбогенератор для первого энергоблока АЭС «Аккую». «В этом году мы планируем приступить к монтажу основного технологического оборудования здания турбины первого энергоблока», – прокомментировал это событие первый заместитель генерального директора – директор строящейся АЭС «Аккую» Сергей Буцких.
Возвращение к французам
Возникает закономерный вопрос: неужели повсеместно вводимые американские и европейские санкции никак не повлияют на этот проект? На сайте корпорации Alstom сообщается, что компания поддерживает санкции, подразумевающие приостановку поставок на российский рынок, а также подтверждает временное прекращение инвестиций в Россию. Что касается General Electric, то 8 марта 2022 года американская компания объявила о приостановке операций с Россией «за исключением предоставления необходимого медицинского оборудования и поддержки существующих энергетических услуг в регионе».
Представитель GE заявил «Октагону», что организация «продолжает соблюдать все законы и санкции, поддерживая регулярные контакты с клиентами и ключевыми заинтересованными сторонами, учитывая эту невероятно нестабильную ситуацию». Впрочем, в ближайшее время американская компания может вовсе выйти из проекта.
По информации Le Figaro, в настоящее время сотрудничество Франции и России в сфере атомной энергетики заморожено, но не разорвано окончательно.Фото: Jean-Francois Badias/AP/TASS
Дело в том, что в начале этого года французский энергетический гигант EDF нацелился на приобретение GE Steam Power с подачи президента Франции Эммануэля Макрона. Корпорация хочет объединить направления бизнеса, связанные с атомной энергетикой. Стоимость GE Steam Power может составить 1 млрд долларов. Ожидается, что сделка будет закрыта в первой половине 2023 года. Соглашение будет включать в себя передачу технологий производства традиционного островного оборудования GE Steam Power для новых атомных электростанций, включая и турбину Arabelle. Представитель GE подтвердил «Октагону», что «продажа доли GE в AAEM может стать частью потенциальной сделки с EDF».
Уже после закрытия этой сделки EDF может уступить «Росатому» 20 процентов в компании Geast SAS. Публикация на эту тему в начале марта появилась во французском издании Le Figaro. По информации газеты, в настоящее время сотрудничество Франции и России в сфере атомной энергетики заморожено, но не разорвано окончательно. В «Росатоме» никак не прокомментировали возможный выкуп 20 процентов Geast SAS.
Атом как исключение?
По оценкам экспертов, каждый новый реактор «Росатома», построенный в Европе или других регионах, приносит французскому технологическому сектору до 1 млрд евро прибыли. В этом смысле возвращение завода по производству турбин Arabelle французским владельцам даёт надежду на то, что станция «Аккую» не останется без турбин из Бельфора. По крайней мере, как говорится на сайте компании «Аккую Нуклеар», «в настоящее время проект находится в активной фазе».
Презентационный ролик проекта АЭС «Аккую». Источник: Akkuyu nükleer anonim şirketi/YouTube
Директор автономной некоммерческой организации «Атоминфоцентр» Александр Уваров считает, что разрыв сотрудничества едва ли произойдёт, вне зависимости от того, кто является владельцем предприятия.
– «Росатом» обеспечивает французскому заводу около половины заказов. Если владельцы захотят лишить такого объёма предприятие, имеющее для Франции и французской атомной энергетики стратегическое значение, то разорвут сотрудничество, – заявил эксперт «Октагону».
«Люди разбегутся, инженеры уйдут, ценные кадры уволятся… К тому же в этом случае они поссорятся с турками, потому что для Турции и её президента Реджепа Тайипа Эрдогана “Аккую” – крайне важный проект».
Александр Уваров
директор автономной некоммерческой организации «Атоминфоцентр»
Вероятно, пока именно последний аргумент является для владельцев французского завода ключевым.
– GE Steam Power продолжает работать над поставкой критически важного оборудования, поддерживающего усилия Турции по развитию атомной энергетики без выбросов CO2, – заявил «Октагону» представитель GE, не говоря ни слова о сотрудничестве с Россией в рамках проекта «Аккую».
Впрочем, среди российских экспертов есть и те, кто скептически высказывается относительно перспектив этого проекта. Политолог Евгений Сатановский написал в своём телеграм-канале: «Турбины на АЭС “Аккую” в Турцию должны были поставить не наши, а французские, так что теперь чёрта с два её достроят к столетию Турецкой Республики и к выборам, на которых решится, останется ли Эрдоган на следующие шесть лет».
Президентские и парламентские выборы в Турции должны состояться в июне 2023 года.