В редакцию «Октагона» обратился руководитель небольшой строительной фирмы «Ирбис-Строй» из Новосибирска. Он отчаялся получить от заказчика, входящего в структуру госкорпорации «Ростех», причитающиеся ему средства за выполненные работы.
Предприниматель утверждает, что из-за неплатежа его небольшой бизнес фактически парализован. «Октагон» разобрался в ситуации и выяснил, что пример «Ирбис-Строя» далеко не единичный, что подтвердили и в аппарате уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Авиазавод «Ростеха» не может найти деньги на пол
В сентябре и октябре 2019 года ООО «Ирбис-Строй» по итогам открытого конкурса заключило два договора с входящим в холдинг «Вертолёты России» (авиационное подразделение госкорпорации «Ростех») авиационным заводом «Прогресс» на общую сумму свыше 28 млн рублей. Предмет договора – выполнение работ по устройству промышленных полов на предприятии в городе Арсеньеве (Приморье). Одним из основных условий тендера являлась постоплата, а также – в качестве доказательства своей благонадёжности – внесение подрядчиком обеспечительного платежа в размере около 6 млн рублей.
«Ирбис-Строй» завершил часть работ в декабре и часть в январе, но по состоянию на середину мая недополучил от заказчика большую часть платежа – свыше 16 млн рублей, в том числе и свой обеспечительный платеж.
– С января нас «кормили завтраками», каждый раз обещая выплату на следующей неделе. А когда началась пандемия, сослались на то, что в этих условиях платить не могут и намекнули на то, что мы можем обращаться в суд, – рассказал «Октагону» директор «Ирбис-Строя» Михаил Гилев.
Юрист компании Иван Кожевников сообщил, что иск о взыскании задолженности по договору готовится и будет подан в Арбитражный суд Хабаровского края в ближайшее время.
После того, как «Октагон» начал заниматься расследованием дела «Ирбиса», предприятие получило от «Прогресса» свой обеспечительный платеж.
В тот же день финансовый директор ПАО «Прогресс» Пётр Жирнов сообщил изданию, что выплаты подрядчику осуществляются строго по графику, но отказался его детализировать. В «Ирбис-Строе» утверждают, что выплаты должны были быть осуществлены ещё в январе-феврале, и никакого согласованного с ними графика не существует. Многомесячная задержка платежей привела к тому, что предприятию пришлось остановить работы по выполнению другого подряда.
– Это может грозить нашей компании попаданием в список недобросовестных поставщиков и подрядчиков, – отмечает Гилев. – Нам не нужны беспроцентные кредиты, не нужны отсрочки по налогам. Нам нужно, чтобы нам отдали наши деньги, чтобы мы могли платить зарплату своим сотрудникам и выполнять взятые обязательства перед другими заказчиками, особенно в сложившихся условиях пандемии.
Государственный не значит благонадежный
Возникает закономерный вопрос: по какой причине предприятие, входящее в крупную госкорпорацию, не может изыскать мизерную по своим меркам сумму для того, чтобы исполнить обязательства перед подрядчиком?
«Главная причина неплатежей – низкая дисциплина заказчиков, траты заложенных в контрактах средств на другие цели, желание сэкономить нечестным путем (заказчик пытается доказать, что работы не были выполнены, хотя по факту обратное)».
Антон Свириденко
советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей специально для «Октагона»
– Нам в «Прогрессе» действительно не раз говорили о том, что у них денег нет, и советовали обращаться в головную структуру – в холдинг «Вертолёты России», что мы и делали, но оттуда нас направляли обратно в «Прогресс», – говорит Гилев. На запросы «Октагона» о ситуации с «Ирбис-Строем» «Вертолёты России» и «Ростех» не ответили.
– Мы теперь опасаемся связываться с предприятиями с государственным участием, но в то же время оказываемся в безвыходной ситуации – либо сидеть без работы, либо соглашаться на их условия и рисковать, – отмечает директор подрядной компании.
В аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова признают наличие проблемы, а также тот факт, что ситуация обострилась в период кризиса из-за эпидемии коронавируса. Как сообщили «Октагону», около двух недель назад Титов направил президенту Владимиру Путину предложения по комплексу антикризисных мер в условиях распространения коронавируса. Он предложил провести оплату уже выполненных работ по госконтрактам, ввести по контрактам с малыми и средними предпринимателями (МСП) авансирование на уровне 30% суммы договора, временно запретить расширение Единого реестра недобросовестных поставщиков, а также снизить для МСП размер обеспечительного взноса при подаче заявки на участие в торгах. Ответ пока не поступил.
Впрочем, как говорят участники рынка, даже если предложения будут приняты, это едва ли сильно облегчит жизнь малого и среднего бизнеса, поскольку внутри госкорпораций существуют свои документы, на которые они опираются.
В частности, по данным источника «Октагона», такой документ, предусматривающий работу с подрядчиками только на условиях постоплаты, существует в «Ростехе».
– Платить аванс или нет – это право, а не обязанность заказчика, – соглашается Антон Свириденко. – Но проблема даже не в том, что нет авансов, а в том, что заказчики могут не платить, и принудить их к исполнению обязательств бывает сложно.
Как показывает практика, подобные ситуации по России во всех отраслях исчисляются сотнями. Крупные заказчики, по сути, игнорируют интересы небольших поставщиков, с которыми они вступили в договорные отношения. С начала 2020 года бизнес-омбудсмены получили более двухсот обращений от предпринимателей о неисполнении обязательств перед ними со стороны госзаказчиков на общую сумму свыше 480 млн рублей.