Создатель соцсети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров объявил о закрытии своей блокчейн-платформы Telegram Open Network (TON) c собственной криптовалютой Gram.
Он также призвал быть осторожными, чтобы не позволить ввести себя в заблуждение. «Хотя сети, основанные на технологии, которую мы создали для TON, могут появиться, мы не будем иметь к ним никакого отношения и вряд ли когда-либо поддержим их», – написал он в телеграм-канале.
Павел Дуров напомнил, что проект разрабатывали два с половиной года, однако его окончательной реализации помешали американские власти. Речь о решении суда, запретившем распространение Gram как в США, так и во всём мире. Такое решение, по мнению Дурова, принято в связи с опасениями, что американский гражданин может найти способ доступа к платформе после запуска. Кроме того, действие суда означает, что другие страны «не имеют суверенитет при решении, что хорошо, а что плохо для собственных граждан».
«Если бы США внезапно решили запретить кофе и потребовали закрыть кофейни в Италии, потому что там могли бы быть некоторые американцы, – мы сомневаемся, что кто-нибудь согласился. И всё же, несмотря на это, мы приняли трудное решение не продолжать работу с TON», – написал Дуров.
В 2017 году Антон Розенберг, бывший сотрудник издательского сервиса Telegram — Telegraph, разместил ссылку на презентационный ролик TON на своём аккаунте в Facebook. Источник: DeCenter
Ранее Дуров в своём канале раскритиковал США и назвал семь причин не переезжать в Кремниевую долину. В их числе высокие налоги, посредственное образование, недоступность здравоохранения, ограниченная культурная жизнь и высокая стоимость разработки. Кроме того, он назвал США «полицейским государством» и заявил, что бизнес там вести невозможно. Кроме того, по его мнению, у американского рынка в нынешнем веке слабые перспективы.
Дуров признался, что ранее сам рассматривал возможность переехать в Кремниевую долину, однако в итоге решил отказаться от этой идеи.
Судя по всему, хорошей страны для Павла Дурова нет.
«В этой стране сейчас невозможно вести интернет-бизнес», – это он говорил о России вскоре после эмиграции.
Созданная Дуровым сеть «ВКонтакте» быстро стала самой популярной соцсетью на постсоветском пространстве, вчерашний студент Дуров в одночасье стал миллионером и воплощением «американской мечты» в России – его и русским Марком Цукербергом называли, и русским Илоном Маском.
В 2014 году акционеры «ВКонтакте» инициировали проверку расходования им средств компании и привлечения её специалистов к работе над своим новым проектом – Telegram.
В том же году у Дурова начались проблемы с властями – он отказался выдать данные создателей групп, обвинённых в организации беспорядков. После этого он уехал из России, приобретя в глазах творческой интеллигенции ореол свободного человека.
Дуров не уехал в США, а приобрёл гражданство островного государства Сент-Китс и Невис, а по некоторым данным, – ещё и Великобритании. В любом случае вести бизнес в США он явно планировал. Несмотря на то, что главный офис Telegram находится в Берлине, в США, в городе Баффало, штат Нью-Йорк, находится офис головной компании – Digital Fortress.
Там же Дуров, очевидно, планировал запускать TON и Gram.
В марте 2020 года суд Южного округа Нью-Йорка признал криптовалюту Gram ценной бумагой и запретил передавать токены инвесторам, вложившим в проект Павла Дурова 1,7 млрд долларов.
Суд таким образом встал на сторону комиссии по ценным бумагам и биржам США, которая в прошлом году сочла криптовалюту Telegram ценными бумагами, притом что Telegram не раскрыл сведения о финансовом состоянии компании, бизнесе, менеджменте и рисках, как того требует закон США о ценных бумагах 1933 года. Из-за этого запуск блокчейн-платформы мессенджера был отложен с 31 октября.
Суд признал, что сами по себе криптовалюты не могут считаться ценными бумагами по «тесту Хоуи» (согласно ему, тот же биткоин ценной бумагой точно не является). Но комиссия достигла «существенной вероятности успеха» в доказательстве того, что продажа Gram была частью схемы по распределению криптовалюты на вторичном рынке, а Telegram намеревался играть в процессе руководящую роль, что принесло бы инвесторам «разумное ожидание прибыли» благодаря усилиям Telegram, и поэтому по «тесту Хоуи» контракты на Gram подпадают под определение ценных бумаг.
Предприниматель в области информационных технологий Игорь Ашманов считает, что Дуров поддался всеобщему безумию вокруг блокчейна, которое в последние годы охватило многих.
И всё же предприниматель в области IT Игорь Ашманов считает, что репутационных рисков не будет, ведь Дуров − прекрасный организатор, а бизнесменом он никогда и не был.Фото: Михаил Почуев/ТАСС
– Но пузырь в итоге сдулся, – констатирует Ашманов. – Криптовалюты оказались не нужны никому, кроме тех, кто хочет анонимно передвигать большие объёмы денежных средств. В конце концов, государство спохватилось, что, если каждому давать такую возможность, ни к чему хорошему это не приведёт. В итоге внезапно оказалось, что то, чем занимается Дуров, попросту незаконно.
Тут достаточно вспомнить историю Джордана Белфорта – «волка с Уолл-стрит», получившего 4 года за манипуляции с рынком ценных бумаг и организацию торговли дешёвыми акциями. Кстати, Белфорт тоже заявляет, что криптовалюта – это мыльный пузырь и что правительства всех стран мира никогда не позволят этому явлению жить своей жизнью.
Американский суд в итоге признал, что, если блокчейн TON не сможет успешно запуститься, Telegram понесёт финансовый и «критический» репутационный ущерб: инвесторы не смогут получить прибыль при перепродаже Gram, как они рассчитывали, а Telegram – получить новые инвестиции.
«Для него вопрос теперь в том, чтобы сохранить жизнь, здоровье и бизнес, ведь он не просто так скрывал, кто его инвесторы, известно, например, что деньги на «ВКонтакте» он брал у бандитов. 72 процента он обещал вернуть, а остальные 38? Сможет ли он расплатиться?»
Игорь Ашманов
Впрочем, по словам Игоря Ашманова, репутационных рисков тут не будет, ведь Дуров прекрасный организатор, способный собрать команду и выпустить качественный продукт, другое дело, что бизнесменом он никогда не был.
Дурову повезло, что он не сел в тюрьму, как Белфорт. Но вопрос о том, как он будет расплачиваться, остаётся открытым.