Начатое регионами импортозамещение растянется на годы

Начатое регионами импортозамещение растянется на годы

Региональные чиновники активно включились в работу по трансформации российской экономики. В поисках замены западных поставщиков и покупателей они вступили в активные переговоры с коллегами из дружественных стран. Всё больше делегаций направляются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и другие государства. За считаные недели достигнуты значительные успехи. Но вопросов появляется ещё больше. Бизнесмены и эксперты ждут, что власти откажутся от привычных шаблонов, которые могут помешать их своевременному решению.

В условиях западного давления Россия начала терять позиции по объёмам ввозимых из-за границы и вывозимых за рубеж товаров. По прогнозам Всемирного банка на середину апреля, импорт товаров и услуг России в 2022 году сократится на 35,2 процента, экспорт – на 30,9 процента. Более радужные прогнозы дал в конце апреля Центробанк. Ведомство Эльвиры Набиуллиной ожидает снижения объёмов ввозимой продукции лишь в пределах 17–21 процента. В то же время импорт, по данным ЦБ, снизится на 32,5–36,5 процента.

Не дожидаясь официальных указов от федеральных властей, региональные чиновники для поддержания экономики на местах начали активно развивать сотрудничество с дружественными странами. С марта как минимум 20 регионов провели встречи и обсудили планы по налаживанию товарооборота с делегациями из Белоруссии, Узбекистана, Ирана, Индии, Китая и других государств. По мнению экспертов, польза от этого, несомненно, будет, но быстро решить точечные вопросы, особенно проблему замещения деталей для организации собственного производства, вряд ли получится.

В апреле этого года Мурманскую область посетила делегация из Узбекистана. Её возглавил советник премьер-министра республики Мехриддин Хайриддинов. Он заявил, что Узбекистан намерен развивать с Мурманской областью торгово-экономическое сотрудничество в сфере туризма.

В Мурманской области с целью развития двусторонних отношений также побывал чрезвычайный и полномочный посол Народной Республики Бангладеш в России Камрул Ахсан. Совместные экономические интересы касаются сфер экспорта мурманской рыбы, глубоководного промысла и туризма. Возможно, в скором времени будет введена упрощённая процедура получения виз, а также организована совместная чартерная программа.

Министр экономического развития и промышленности Республики Карелия Олег Ермолаев рассказал «Октагону», что с введением беспрецедентных санкций со стороны коллективного Запада экспортно ориентированная Карелия тоже столкнулась с необходимостью поиска новых рынков для сбыта своей продукции.

Правительство региона ведёт работу по организации бизнес-миссии карельских товаропроизводителей в Исламскую Республику Иран с 29 мая по 2 июня 2022 года.

– В состав делегации, помимо представителей правительства республики, войдут руководители компаний лесопромышленного комплекса региона, форелеводческой и машиностроительной отрасли, а также горнопромышленного комплекса, – сообщил министр.

Иранские компании заинтересованы в приобретении карельских пиломатериалов, продукции машиностроительного комплекса. Из Ирана планируют поставлять в Карелию комбикорм, посадочный материал для отрасли аквакультуры и природный камень для производства эксклюзивных изделий.

Кроме этого, готовятся мероприятия в формате «Час с торговым представительством» с Арменией и Турцией. А потребности предприятий республики в запасных частях, компонентах и сырье для обеспечения их бесперебойной работы изучают компании китайской провинции Фуцзянь.

«Конечно, переориентация продукции на новые рынки сбыта, выстраивание логистики поставок и финансирования сделок с новыми партнёрами займёт определённое время. Но правительство республики приложит максимум усилий, чтобы товар по новым контрактам нашёл своего потребителя уже в этом году».

Олег Ермолаев | министр экономического развития и промышленности Республики Карелия Олег Ермолаев
министр экономического развития и промышленности Республики Карелия

О том, что замещение – процесс небыстрый и сложный, говорит и директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. По словам политолога, ряд российских производств были специально оборудованы под определённую номенклатуру.

– Поэтому заместить детали, например Siemens, на детали из Китая или Ирана сложно, а в некоторых случаях почти невозможно. Что-то мы можем получать из дружественных стран, но это не замещение. Например, автомобильные заводы под Петербургом не могут разом перепрофилироваться на выпуск иранских и китайских машин. Там линии специально собраны под производство Renault или Nissan. Нужно завозить новые станки, оборудование, организовать переобучение сотрудников. Это не так быстро и непросто, – отметил эксперт.

В Красноярском крае 18 апреля был принят указ губернатора «О мерах по развитию внешнеэкономической деятельности Красноярского края». В нём прописаны основные направления развития по импортозамещению.

В частности, планируется создать акцизный специализированный таможенный пост по оформлению ввоза и вывоза за границу драгоценных металлов и драгоценных камней, а также других подакцизных товаров. А в 2023 году в регионе появится Центр внешнеэкономической деятельности Енисейской Сибири, задачей подразделения станет открытие представительств в иностранных государствах, проведение регулярных бизнес-миссий, в том числе в онлайн-формате, участие в международных выставках.

В ближайших планах: бизнес-миссии и участие в международных выставках в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Как заявил вице-премьер региона Сергей Верещагин, Красноярский край намерен переориентировать экономику на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В мае сибирские предприятия примут участие в крупных выставках в Пекине и Шанхае.

«Мы направили на федеральный уровень предложения по изменениям в налоговой политике, по развитию железнодорожной инфраструктуры, поддержке промышленных и технопарков, организации работы таможни. Мы рассматриваем возможность создания сети торговых представителей края в азиатских странах и, в частности, открытия торгового дома Енисейской Сибири в Китае», – рассказал Верещагин.

Кроме того, регион активно расширяет торговое сотрудничество с Белоруссией.

Из Красноярского края в республику могут поставлять пешеходные мосты, каркасные срубы, трансформаторные подстанции, активированный уголь для промышленной очистки, дизельные генераторы, металлические лестницы, рамы, ёмкости, зарядные станции для электромобилей, модульные конструкции, катера и лодки, мёд, косметику, маникюрное оборудование и многое другое.

Параллельно с этим создан перечень предприятий, заинтересованных в импортных поставках. Компании готовы закупать торф, говядину, двигатели и компоненты для производства моющих средств.

Красноярский край отличается особой структурой экономики с преобладанием крупных компаний и отраслей добывающей промышленности, монополизация краевой экономики составляет более 90 процентов, рассказала «Октагону» председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Юлия Симбирева.

«Оборудование и запчасти для автоматизированных систем управления в крупных компаниях преимущественно импортные. Сегодня они остались как минимум без техподдержки. Кроме того, стоимость оборудования и запчастей многократно увеличилась».

Юлия Симбирева | председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края Юлия Симбирева
председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края

– Я до конца не могу представить, как будут выживать компании, лишившиеся продукции, непосредственно необходимой для собственного процесса производства. Ввозить через параллельный импорт? Переходить на азиатские аналоги? Но они есть далеко не у всех товаров, – отметила Симбирева.

По её словам, дефицит и ограничения неизбежно приведут к росту цен если не сразу, так в среднесрочной перспективе. Раньше от девальвации рубля страдали в основном малые компании, а крупные увеличивали экспортную выручку и, как следствие, доходы бюджета, но сейчас эти возможности сильно ограничены.

– На мой взгляд, эйфория по поводу времени возможностей и массового импортозамещения слишком радужная и не отражает реальной картины. Полностью заместить ушедших экспортёров и тем более сделать это быстро не получится. Да, действительно, открылось много возможностей, где-то и палку воткни – она прорастёт. Но нам необходимо заместить продукцию высокотехнологичных отраслей, а на это уходят годы. Для производства высоких технологий необходима конкурентная среда, которой мы не можем похвастаться. Грубо говоря, чтобы появилась BMW, необходимо, чтобы рядом производили Mercedes и Audi, а когда по соседству производится Lada, получится «Москвич», – пояснила эксперт.

При всём разнообразии мер поддержки и возрастающем числе элементов её инфраструктуры качество самой среды остаётся низким и не способствует появлению малых форм хозяйствования, считает Симбирева.

– Вот и получается, что мы даже «гвозди делать не умеем», – заявила председатель комитета по развитию малого и среднего бизнеса.

Основные торговые партнёры Приморья за рубежом – Китай, Корея и Япония, и именно на КНР приходится львиная доля импорта и экспорта. Свежие данные по объёмам торговли руководитель агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков привёл 11 марта 2022 года: около половины торгового оборота приходится на Китай, 20 процентов – на Корею, около 15 процентов – на Японию.

«Приморье экспортирует в первую очередь продовольственные товары, крабов, минтай, сою, древесину, металлы, природные камни. Импортные товары – это машиностроительная продукция и продукция химической промышленности», – сообщил Старичков.

Корея уже объявила о планах по снижению зависимости от российского угля, а Япония ввела запрет на экспорт в РФ товаров и технологий – свыше 300 наименований, в числе которых полупроводники, оборудование для обеспечения морской и авиационной безопасности, телекоммуникационное оборудование, средства связи, продукция военного назначения, включая оружие, программное обеспечение, нефтеперерабатывающее оборудование.

«Октагон.Восток» обратился с официальным запросом в агентство международного сотрудничества Приморского края. Чиновники назвали ряд стран, с которыми в нынешних условиях регион намерен наращивать и укреплять международные связи в первую очередь: Индия, Белоруссия, Узбекистан, Вьетнам, КНДР, Монголия и, конечно же, Китай – его важную роль в агентстве подчеркнули особо.

«Одним из самых значимых партнёров края в АТР является Китай. Среди возможностей сотрудничества – углубление торговых взаимоотношений, ускорение создания трансграничной инфраструктуры и строительство новых коридоров, спортивные и культурные объекты».

Алексей Колмогоров | исполняющий обязанности руководителя агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Колмогоров
исполняющий обязанности руководителя агентства международного сотрудничества Приморского края

В конце апреля глава Приморья Олег Кожемяко также заявил, что складывающаяся международная обстановка даёт больше ресурсов для развития отношений между краем и КНР. Он назвал сотрудничество региона и Китая ещё более перспективным, отметив открывающиеся возможности.

В разговоре с корреспондентом «Октагон.Восток» председатель регионального отделения «Опоры России» Виталий Гуменюк подтвердил, что приморский бизнес окончательно переориентируется в сторону партнёров из КНР.

– Пока трудно сказать, сможет ли Китай полностью заместить товары и услуги, которые были на Корее и Японии, но это возможно. Я думаю, мы потихоньку перестраиваемся в эту сторону. И бизнес ожидает расторопности от наших таможенных органов, которые занимаются администрированием ввозимых и вывозимых товаров. Китай, скорее всего, и будет главным, основным торговым и стратегическим партнёром России и особенно Приморского края, – считает Гуменюк.

Однако, по словам эксперта, приморский бизнес относится к китайским партнёрам, опытным игроками рынка, с определённой степенью настороженности. Не исключено, что КНР, пользуясь своим исключительным положением, может заниматься демпингом. Также осложняют ситуацию жёсткая политика Китая в условиях пандемии коронавируса и ограниченная пропускная способность пунктов на российско-китайской границе.

«Проблемы с пропускной способностью пунктов были даже во времена активной торговли. А мы предполагаем её наращивание, укрепление сотрудничества. Значит, нам необходимы современные международные автомобильные переходы, которые будут быстро пропускать большой объём грузов».

Виталий Гуменюк | председатель регионального отделения «Опоры России» Виталий Гуменюк
председатель регионального отделения «Опоры России»

Помимо Китая, власти Приморья нацелены и на сотрудничество с другими странами Азии: в апреле в регионе прошёл российско-монгольский форум «Торговля и логистика». В ходе мероприятия был подписан меморандум о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Приморья и Национальной торгово-промышленной палатой Монголии, также официально открылось Торговое представительство Монголии в РФ.

Традиционно крепкими остаются отношения региона с Белоруссией. В начале апреля стало известно, что именно через Владивосток Белоруссия намерена поставлять товары в Китай.

«Республика Беларусь – один из наиболее важных наших партнёров. Увеличилось количество импорта продовольствия из этой страны. В составе делегации от Приморского края я сам был на тех заводах и фабриках, чью продукцию можно найти в наших торговых сетях и небольших магазинах. Знаю, что это очень выгодно для наших земляков. Невысокие цены и очень высокое качество. Поэтому ассортимент белорусской продукции будет только расширяться в Приморье», – подчеркнул руководитель агентства международного сотрудничества Приморья Алексей Старичков.

Он также обратил внимание на то, что сотрудничество Приморья с Белоруссией не ограничивается только поставками продовольствия: в регион доставляют сельскохозяйственную и дорожную технику.