Угрозы Правительства легализовать параллельный импорт стали реальностью. Минпромторг выпустил обновлённый перечень компаний, чью продукцию – более 50 групп товаров – можно будет ввозить в страну без разрешения правообладателя. В списке производителей – известные бренды, ушедшие из России. Те, кто заговорил о возрождении челночного бизнеса 90-х, поторопились: современный параллельный импорт регламентирован, широко применяется по всему миру и не имеет ничего общего с практиками из прошлого.
Параллельный импорт, или ввоз товаров без разрешения правообладателя, был запрещён в начале 2000-х. Согласно статье 1515 Гражданского кодекса РФ, если на товаре размещён какой-либо товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, то такой товар признаётся контрафактным и при попытке ввоза на территорию России должен быть арестован.
Такая норма была введена для борьбы с «серым» импортом, но правообладатели научились использовать её в своих интересах. Ведь запрещено ввозить не только откровенные подделки, но и лицензионные, оригинальные продукты, легально произведённые и купленные независимыми импортёрами с согласия правообладателя, только в третьей стране. Это позволяет западным корпорациям вести в каждом государстве свою особую ценовую политику. Особенно это заметно в отношении рынка запчастей для автомобилей – в разных странах их стоимость может различаться в разы. Однако перевозить товар за границу нельзя, и все попытки сделать это жёстко пресекаются.
В 2020 году по статье 180 Уголовного кодекса РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» было вынесено 279 приговоров, шестерых обвиняемых даже приговорили к реальному лишению свободы.
После введения санкций против России и массового ухода с российского рынка западных брендов Правительство пригрозило вновь разрешить параллельный импорт. Собственно, этого давно добивается Федеральная антимонопольная служба. Несколько лет назад, ещё до начала санкционной войны, ведомство предлагало законопроект, который был призван разрешить ввоз любой оригинальной импортной продукции без разрешения правообладателя. Как заявлял глава ФАС Максим Шаскольский, такая легализация будет способствовать увеличению числа импортёров, что позволит насытить внутренний рынок.
Более того, в пользу легализации параллельного импорта выступал даже Конституционный суд (КС). В частности, пять лет назад он указал на необходимость непосредственного применения принципа добросовестности к истцам-правообладателям, реализующим в России товар по завышенным ценам по сравнению с зарубежными рынками. КС рекомендовал судам считать подобные ситуации злоупотреблением правом.
Однако где-то в кабинетах Белого дома постоянно находились лоббисты иностранных производителей, которые обеспечивали их доходы.
В конце марта премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о разрешении на ввоз на территорию России импортных товаров без согласия правообладателей. Список должен был составить Минпромторг, который думал над ним целый месяц. Первоначально он включил в него всего лишь 200 брендов: в перечне отсутствовали гордо ушедшие из России европейские автоконцерны и производители электроники.
– Создавалось ощущение, что Минпромторг пытается усидеть на двух стульях: и сохранить ориентацию на сотрудничество с западными брендами, которые могут в любой момент или ограничить поставки, или вовсе их прекратить, и насытить рынок, – отмечает автоюрист Николай Тимофеев. – С подобным подходом преодолеть дефицит тех же запчастей, понятно, не получилось бы. Но хорошо, что в итоге Минпромторг одумался и список стал более-менее приемлемым. Хотя, увы, всё равно далеко не полным.
Теперь без разрешения производителя можно ввозить в Россию более 50 групп товаров, необходимых как для промышленности, так и для потребителей.
В частности, в список вошли техника Apple и Samsung, некоторые автомобильные комплектующие и запасные части, шины (например, Michelin), а также практически все западные марки авто: GM, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Tesla, Honda, Nissan, Land Rover, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Škoda, Audi, Toyota, Lexus, Suzuki, Volvo и другие.
Тем не менее многие компании всё равно в него не попали – например, производитель подшипников SKF или популярные марки косметики Garnier, L'Oreal, Yves Saint Laurent, Maybelline. Чем вызвана благосклонность Минпромторга именно к этим брендам, непонятно.
Поскольку угрозы узаконить параллельный импорт стали реальностью, многие начали говорить о том, что таким образом государство пытается возродить бизнес челноков в лучших традициях 90-х годов. Если разрешён ввоз без дополнительных бумажек, разве не смогут они заполнить российский рынок товарами, как сделали это тогда? Особенно если учесть, что, по прогнозам, примерно 600 тысяч человек могут остаться без работы из-за ухода иностранных компаний. Казалось бы, есть и свободные руки, и возможности.
Тем более что первым об этом заявил не кто-нибудь, а Центробанк. В обзоре «О чём говорят тренды» его аналитики предсказали возвращение челноков на внутренний рынок из-за антироссийских санкций. По мнению экспертов, налаживание альтернативных поставок из-за рубежа – вопрос времени, и при этом «возрастёт роль небольших посреднических ˂...˃ компаний и челночного малого бизнеса».
Впрочем, официальных реляций на этот счёт пока не было.
Но если такие мысли и витают в высоких кабинетах, вряд ли России грозит возвращение в 90-е.
– В те годы можно было работать без регистрации, товар в Россию ввозить без оформления, а вся челночная логистика строилась на взятках проводникам поездов, которые их подсаживали и перевозили практически бесплатно, – отмечает партнёр коллегии «Николаев, Рубин и партнёры» Артём Николаев. – Сейчас ввезти более-менее существенную партию товаров через границу почти невозможно – тут бдит таможня, которая может задержать людей и с тремя айфонами, посчитав это товарной партией. Кроме того, челноки всегда работали только с наличными, а сейчас купить наличные доллары по относительно приличной цене практически невозможно. А регулярная оплата картами крупных сумм за рубежом сразу же повлечёт их блокировку и различные неприятные вопросы от полиции и ФНС.
Кроме того, несмотря на легализацию параллельного импорта, остаётся в силе обязанность маркировать все ввезённые товары в системе «Честный ЗНАК». Без официальной регистрации компании и предпринимателя сделать это невозможно, а регистрация влечёт за собой уплату налогов и таможенных платежей, а также соответствующий валютный контроль, что сделает бизнес челноков практически нерентабельным.