- Банк России неспособен сдержать инфляцию
- От зубной пасты до машин: россиян ждёт очередное подорожание
Российские производители молочной продукции поднимают цены с сентября. В зависимости от наименования товара рост у крупных федеральных производителей прогнозируется от 3 до 30 процентов, у региональных – от 2 до 10 процентов. В первых числах месяца Росстат уже зафиксировал рост потребительских цен на сливочное масло – на 0,8 процента за неделю, в конце августа он составлял 1 процент. Подорожали молоко, творог, сметана и сыры. Производители говорят, что откладывали повышение цен, но рекордное подорожание сырья, высокая ключевая ставка ЦБ и проблемы с обслуживанием импортного оборудования вынуждают идти на это.
От 2 до 30 процентов
Цены на «молочку» ползут вверх последние два года. Первый резкий скачок был в начале весны 2022-го, тогда покупатели заметили, что некоторые позиции, например, сливочное масло, подорожали за месяц на 30–40 процентов. Это как раз та категория молочной продукции, которая дорожает быстрее всего: по данным Росстата на 4 сентября, с начала года стоимость сливочного масла увеличилась на 13,1 процента.
Скоро этот рекорд может быть побит. В конце лета ряд ведущих производителей молочной продукции разослали крупным торговым сетям предупреждение о том, что с осени они начнут поднимать цены. В том числе об этом заявили структуры бывшей французской компании «Данон» (c 2023 года – «Эйч Энд Эн Трейд»), которые выпускают продукцию под брендами «Простоквашино», Actimel, «Даниссимо», «Тёма», Alpro. Они заявили о росте цен на 5,3 процента.
От 5 до 15 процентов в зависимости от категории продукции и жирности дорожают продукты от «Милкома» (бренды «Село Зелёное», «Молочная речка» и другие). Производитель «Вимм-Билль-Данн» (бренды «Любимый», «Домик в деревне», «Агуша», «Чудо», «Весёлый молочник», «Кубанская бурёнка» и другие) поднял цены на 7,2 процента уже в конце августа. «Экомилк» объявил, что творог дорожает на 3 процента, сметана, йогурты, плавленый и творожный сыры – на 5 процентов, ценник на сливочное масло вырастет от 5 до 10 процентов в зависимости от жирности. Компания «Виола» (бывшая Valio) прогнозирует, что в ближайшее время их молоко подорожает на 4,5 процента, сыры – на 5 процентов, а сливочное масло – на 30 процентов.
Некоторые производители до последнего старались сдерживать цены, не поднимая их уже несколько лет, иногда в ущерб себе.
Например, прибыль некоторых региональных производителей находится в районе 5 процентов, хотя для развития и модернизации производства необходимы 15 процентов.
В Крыму ДК «Мегатрейд-Юг» («Сакский молокозавод»), который тоже не прибегал долгое время к повышению ценника, в сентябре поднял стоимость продукции на 2 процента. Аналогичное решение приняло и руководство крымской компании «Юг Молоко» (бренды «Первомайское молоко», «Долина легенд» и «Артек»), поставляющее свою продукцию в международный детский лагерь «Артек» – большинство их позиций подорожало в начале осени на 2–5 процентов.
– Резкий рост себестоимости производства в связи с подорожанием сырья, упаковки, повышением ставки ЦБ и удорожанием обслуживания кредитов вынудили нас поднять цены на большинство позиций. В этом году произошёл беспрецедентный рост стоимости сырья на 20 процентов, вероятно, связанный с подорожанием топлива, кормов, а также с усилением контроля за жиробалансом молока, который показал, что с настоящим честным молоком в стране были проблемы. Также соразмерно росту стоимости топлива повысились издержки на логистику, – поясняет заместитель генерального директора по развитию ООО «Юг Молоко» Анастасия Скляр.
Много дорогого молока
Выраженного дефицита сырья в стране нет, отмечают эксперты отрасли. Многие молокоперерабатывающие предприятия являются также и сельхозпроизводителями – своим молоком они закрывают часть производственных потребностей. Недостающее сырьё крымские предприятия докупают у местных хозяйств, те, кто находятся на западе полуострова, начали сотрудничать с фермерами из Запорожской и Херсонской областей.
В прошлом году выпуск качественного молока в стране удалось увеличить до 33,5 млн тонн. По этому показателю Россия входит в топ-5 стран-производителей по всему миру, но дешевле молочная продукция от этого не стала.
Россия входит в топ-5 стран по производству молока.Фото: Александр Рюмин/ТАСС
– Мы не только переработчики, но и производители молока, и потому прекрасно видим, как выросли издержки: низкий урожай в этом году из-за засухи, стали дороже корма, запчасти, резина, упаковка. Упаковка за год-полтора подорожала процентов на двадцать, импортная закваска – на 70–80 процентов. Себестоимость молока за последний год выросла процентов на десять, на столько же вырос зарплатный фонд, – рассказывает «Октагону» генеральный директор компании «Крымский молочник» Александр Слюсаренко. Предприятие, одно из крупнейших в регионе, только готовится объявить о подорожании своих продуктов на 5–7 процентов.
Сложности у производителей есть с обслуживанием импортного оборудования и его закупкой на фоне роста стоимости. Но и с отечественным не всё гладко.
– Заказали линию по фасовке одного продукта, ждём её уже полтора года. Сроки поставки всё время переносят. Это отечественное оборудование, но в нём есть импортные запчасти, из-за этого сложности, – признаётся Александр Слюсаренко.
Все начнут экономить
Качество молочной продукции в России улучшилось в последние годы. Если в 2019 году объём фальсификата от общего оборота на рынке составлял около 20–30 процентов, то в прошлом году, по данным Россельхознадзора и Роскачества, этот показатель был на уровне 10–11 процентов. Эти изменения произошли благодаря обеспечению прослеживаемости товарных потоков, которую обеспечивают цифровые системы Россельхознадзора, в том числе «Честный знак» и ФГИС «Меркурий», она позволяет мониторить соотношение закупленных объёмов сырья и выпущенной продукции.
Процент фальсификата начал падать, но штрафы за его производство в России всё ещё невысокие, их повышение и введение уголовной ответственности обсуждается в Госдуме и Правительстве второй год.
Сейчас, когда цены на качественное сырьё подскочили, а штрафы остались небольшими, процент фальсификата вырастет, считают эксперты. В зоне риска наиболее дорогие продукты, которые подделывают чаще: сливочное масло, творог, сыр и сливки. Рост цены на спросе почти не скажется, говорит экономист, гендиректор Ассоциации предпринимателей Республики Крым и города Севастополь Гирей Бекиров.
– Производители пытаются компенсировать свои затраты за счёт «разогрева» рынка. У государства есть свои рычаги влияния на производителей и ретейл. Такие молочные продукты, как молоко и сливочное масло, входят в список социально значимых товаров, на которые государство регулирует цены при их резком подорожании. Так было, например, с яйцами в прошлом году, а ранее с сахаром и гречкой. После резкого роста цены снизили и стабилизировали. Что касается не основных молочных продуктов, сливок, йогуртов, кефира, по этим позициям возможно снижение, – говорит экономист.
Спасение утопающих
Выровнять ситуацию с дорогим российским сырьём на рынке может помочь дешёвый импорт, считает Анастасия Скляр.
– В прошлом году в России произвели много молока, были излишки и сильное падение стоимости сырья из-за этого. На этом фоне власти ввели мораторий на завоз дешёвых сливок из Ирана. Сейчас было бы неплохо этот мораторий отменить и разрешить завоз, чтобы сбалансировать рынок, – говорит эксперт.
Могут помочь и новые меры поддержки от государства. Суммарный объём мер господдержки молочной отрасли в 2023 году превысил 61 млрд рублей, за три года он вырос почти вдвое. Основную массу составляют кредиты по льготной ставке, список которых расширяется. Есть и региональные меры поддержки.
Но производители говорят, что этих преференций в текущей экономической ситуации не хватает.
Анастасия Скляр считает, что предприятиям молочной промышленности для развития и сдерживания цен нужны компенсации части стоимости сырья, инвестиций в оборудование и поддержка с помощью субсидированной льготной ставки по кредитам.
– Хотелось бы, чтобы ввели льготный лизинг на транспорт. Лизинг сейчас дорогой, потому что ставка ЦБ высокая, купить транспорт проблемно, – признаётся Александр Слюсаренко.
Гирей Бекиров говорит, что текущая ключевая ставка ЦБ является убийственной для производства.
– Льготное кредитование практически свернулось, на первое место вышла ключевая ставка Центробанка, который таким образом регулирует инфляцию. Но, учитывая такую ставку и отсутствие дешёвых длинных денег для производств, их развитие тормозится. Нужно задуматься о стимулировании промышленности России, нужен отдельный кредит под развитие и наращивание мощностей, под импортозамещение и создание новых производств. Это очень важный вопрос конкурентноспособности всей российской экономики, а не только отдельной отрасли, – считает эксперт.