- Банк России обрушил прибыль крупнейших ФПГ
- Запад хвалит Набиуллину за политику, которую сам не проводит
В конце лета аналитики разных сегментов российского рынка публикуют прогнозы на оставшуюся часть года, их выводы шокируют: осенью цены вырастут на всё. При такой общей динамике конъюнктурные факторы, влияющие на состояние отдельных отраслей, отступают на второй план. Налицо системная проблема, которую Банк России заливает бензином из регулярно повышаемой учётной ставки.
В минувший понедельник о неспособности ЦБ остановить рост инфляции публично заявил Владимир Путин. По его словам, политика Банка России по повышению ключевой ставки не даёт эффекта: в стране фиксируется опережающий рост цен. В связи с этим президент поручил правительству и Центробанку «повысить эффективность скоординированных действий по снижению инфляции» и даже подсказал, что бороться с ней нужно не с помощью увеличения ставки, а системно: «в первую очередь за счёт роста предложения товаров и услуг». Но ведомство Эльвиры Набиуллиной продолжает гнуть свою линию.
Руководство ЦБ игнорирует законы рынка
Через три дня Банк России ответил на критику президента публикацией документа под названием «Основные направления единой государственно денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы». Всерьёз анализировать его нет никакого смысла – прогнозы и иные выкладки главного финансового регулятора никогда не подтверждаются.
В начале июля там говорили, что пик инфляции будет пройден в течение месяца, и в августе начнётся дефляция, но ничего подобного не случилось. Лето заканчивается – цены продолжают расти. Но ЦБ остаётся верен выбранному курсу. Отвечая на вопросы журналистов, заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин признал, что экономика России стала менее чувствительна к росту ключевой ставки, и сделал из этого верного посыла парадоксальный вывод: надо повысить её ещё больше – до 20–22 процентов.
С повышением ключевой ставки цены сдержать не удалось.Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Лежащая на поверхности связь уровня цен с соотношением спроса и предложения в Центробанке почему-то игнорируется, хотя эксперты в режиме нон-стоп объясняют, что высокая ставка – это дорогие кредиты и замедление производства. В результате предложение не поспевает за растущим (из-за увеличения зарплат и выплат военным) спросом, и именно это ведёт к росту цен. То есть борьба ЦБ с перегревом экономики тормозит её развитие и разгоняет инфляцию.
Население готовят к тотальному росту цен
Если верить публикуемым медиа прогнозам, осенью вместо обещанной ЦБ дефляции российских граждан ждёт рост цен на всё. В первую очередь – на продукты питания. Они подорожают на 5–40 процентов. Сильнее всего подскочат цены на кондитерские изделия и молочную продукцию. Её производители уже пообещали повысить отпускные цены на молоко, сыр, масло, смену и йогурты на 5–30 процентов, что моментально отразится на розничном рынке. Инфляция коснётся и детского питания. С первого сентября в Москве на 22–24 процента вырастет стоимость школьных завтраков и обедов.
Сборы, семьеведение и запрет телефонов: что изменится в школах с 1 сентября
В новом учебном году в российских школах грядут большие перемены. Уроки труда будут проходить в новом формате, а в ОБЖ добавят начальную военную подготовку со сборами в восьмом классе. В школьном расписании появятся уроки семьеведения. Мобильные телефоны запрещены, а у педагогов появилось право на уважение и защиту от оскорблений. Есть новости и для родителей: платить за школьные завтраки и обеды придётся почти на четверть больше.
Перейти к материалуПродолжится рост цен на рынке алкоголя. Холдинг «Росспиртпром», повысивший за летние месяцы стоимость спирта на 25 процентов, не собирается останавливаться на достигнутом. Из-за санкций, проблем с трансграничными платежами и логистикой на 10–20 процентов увеличатся цены на импортную электронику и одежду. Основной скачок ожидается к концу осени.
Цены на алкоголь продолжат расти.Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Автомобилистов ждёт двойной удар: рост как минимум на 10 процентов цен на машины и запланированное на октябрь резкое повышение ставок утилизационного сбора. Из-за решения Росавиации повысить сборы с авиаперевозчиков продолжится рост стоимости перелётов. Железнодорожные билеты подорожают ещё на 20 процентов. Также ожидается продолжение роста стоимости аренды жилья, которая за последний год выросла в Москве и других городах-миллионниках почти на 70 процентов.
Купить сейчас – пока не подорожало
Наблюдаемый рост цен и ожидание их дальнейшего повышения определяют характер финансового поведения населения. Старый принцип «накопить и купить» больше не работает. Пока будешь копить, цены вырастут, а накопления съест инфляция. Более разумным считается взять кредит, приобрести необходимое, а потом выплачивать долг и проценты.
Чем более массовой становится такая стратегия, тем быстрее растёт спрос, провоцирующий возгонку цен. А поскольку свободных денег у значительной части населения нет, повышенная покупательская активность провоцирует запрос на кредитование, и банки удовлетворяют его. В результате количество «плохих», необеспеченных, кредитов в общем объёме займов выросло за последние два месяца с 33 до 70 процентов.
Эти деньги немедленно тратятся на покупки, что должно было бы способствовать росту производства, но высокие банковские ставки тормозят этот процесс. Кроме того, они съедают рост зарплат одной части населения, в то время как с трудом сводящие концы с концами граждане всё чаще пользуются услугами микрокредитных организаций, внося свой вклад в возгонку цен.
Монетаристское облако ЦБ
Не связанные с Банком России эксперты считают, что наиболее разумным способом сдерживания инфляции является регулирование темпов роста необеспеченных кредитов. Определённая логика в этом есть: их берут, чтобы сразу потратить, а это стимулирует рост цен. Но банкам выгодны такие кредиты. Они приносят реальные доходы за счёт процентов, которые при нынешней 18-процентной ставке ЦБ могут достигать 29 процентов.
В итоге прибыли банковского сектора достигают баснословных размеров, а страна вместо обещанной финрегулятором дефляции получила рост цен и повышенную закредитованность населения. При этом шокирующие инфляционные прогнозы аналитиков ещё больше подстёгивают быстрый спрос, превращаясь тем самым в самовоспроизводящиеся пророчества.
Не лучше обстоят дела с утверждением Центробанка о том, что отказ от «безадресной льготной ипотеки» снизит инфляционное давление.
С 1 июля этот вид кредитования был прекращён. Эффект превзошёл все ожидания. В течение месяца продажи квартир в московских новостройках упали на 40 процентов, что привело к ещё большему надуванию строительного пузыря. Пока действовала льготная ипотека, пустовало до 60 процентов построенных квартир, теперь их стало ещё больше. Выручка застройщиков снизилась на 30 процентов, доля выданных ипотек в общем числе банковских кредитов – с 42 до 21 процента, а рост цен на аренду жилья достиг 70 процентов.
В результате деятельности Банка России страна движется в кредитный и инфляционный тупик, цены растут как снежный ком, и этот процесс идёт по нарастающей, подбадриваемый монетаристскими новациями главного регулятора. Но продовольственная инфляция, достигающая по некоторым позициям 30–40 процентов, – это уже не экономическая, а политическая проблема. Её необходимо срочно решать, чтобы в дополнение к военным действиями на Украине и в Курской области не получить взрыв социального недовольства в тылу.