Курс Министерства финансов России в БРИКС и других организациях определят экономисты, выступающие против спецоперации на Украине и ратующие за возвращение сближения с финансовыми институтами Запада. Ведомство Антона Силуанова привлекло для участия в крупных форумах аналитиков, состоящих в общественном совете ведомства, что может свидетельствовать о конфликте интересов. Два года назад «Октагон» обращал внимание на аналогичный тендер министерства, но реакции не последовало.
Минфин РФ заключил контракт с ООО «Экономическая экспертная группа» для информационно-аналитического сопровождения министерства в мероприятиях, проводимых международными организациями и многосторонними форумами в 2024–2025 годах. Это БРИКС, «Группа 20», форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Шанхайская организация сотрудничества, Конференция сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата и другие. В рамках контракта аналитики должны указать риски развития мировой экономики, связанные с уязвимостями в сфере продовольственной и энергетической безопасности, дать рекомендации и предложения к позиции российской стороны по совершенствованию системы надзора за глобальными рисками в контексте работы в «Большой двадцатке» и других структурах. Расходы ведомства на эти цели составят 50 млн рублей.
Владельцами ООО «Экономическая экспертная группа», которая с 2013 года выиграла у министерства тендеров на более 250 млн рублей, выступают член общественного совета при Минфине Евсей Гурвич (у него 36 процентов) и старший научный сотрудник Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ Минфина Александр Андряков (владелец 16 процентов юрлица). Госзакупки – основной источник дохода их компании.
Как следует из положения об общественном совете Минфина, ситуация, когда субсидии получают его члены от органов власти, при которых они состоят, приводит к конфликту интересов.
Согласно пункту 5.3 этого документа, члены объединения обязаны ежегодно до 30 апреля сообщать его председателю и министру (в письменной форме) об отсутствии у них такой заинтересованности. В случае возникновения конфликта интересов входящий в совет экономист обязан проинформировать об этом руководство общественного совета (пункт 5.4).
Два года назад «Октагон» уже писал об аналогичной госзакупке министерства Силуанова. Тогда в пресс-службе ведомства рекомендовали обратиться в Общественную палату РФ и к председателю общественного совета при Минфине (комментариев обе структуры не дали). Пресс-служба Минфина в ответ на вопрос «Октагона» о контракте с ООО «Экономическая экспертная группа» и возможном конфликте интересов сообщила:
– Общественный совет – независимый орган общественного контроля. Его состав формируется Общественной палатой РФ. По вопросам деятельности Общественного совета целесообразно обратиться в Общественную палату. Дополнительно отмечаем, что в Минфин России уведомление о наличии конфликта интересов не поступало.
«Октагон» пытался связаться с председателем общественного совета Сергеем Синельниковым-Мурылёвым, но его телефон не отвечал.
Куда Гурвич приведёт Минфин?
Обращают на себя внимание взгляды совладельца компании Евсея Гурвича, получившего тендер Минфина. Два года назад в своём выступлении «Международная интеграция или экономический суверенитет?» Гурвич высказался о перспективах развития России. Для экономиста выбор страны заключается между политикой изоляции, борьбой за многополярный мир, с одной стороны, и углублением связей с финансовыми институтами Запада, прежде всего с МВФ и ВТО, с другой.
Евсей Гурвич на заседании экспертного экономического клуба «Экспертиза кризиса» в марте 2019 года.Фото Олег Дьяченко/ИТАР-ТАСС
Гурвич отметил, что США и другие страны «золотого миллиарда» во многих случаях идут на сотрудничество с остальными государствами для обеспечения мира, безопасности, стабильности мировой экономики:
«Можно напомнить, что ведущие страны “золотого миллиарда” пригласили Россию участвовать в деятельности “Большой семёрки”, она стала “восьмёркой”. То есть Россия никогда не выталкивалась на обочину. Она была приглашена обсуждать глобальные политические и экономические проблемы. Оттуда Россия была исключена в 2014 году.
Любое взаимодействие создаёт взаимозависимость. Продавец и покупатель всегда нуждаются друг в друге. Поэтому если вы хотите быть полностью суверенным, тогда вы должны отказаться от взаимодействия с другими странами, как это сделала Северная Корея, которая объявила принципы самодостаточности, опоры на собственные силы. Все остальные страны взаимосвязаны и тем самым взаимозависимы. Может показаться, что такой обрыв связи повышает безопасность страны, поскольку она становится неуязвимой для санкций, но с этим можно согласиться, только если рассуждать в логике “Если у вас нет дома, то пожары ему не страшны”. На мой взгляд, международное сотрудничество защищает не хуже, чем этот пресловутый суверенитет».
Сегодня в социальных сетях Гурвич делится идеями в области политического устройства от писателя Виктора Шендеровича (внесён в реестр иностранных агентов Минюста РФ, внесён в список террористов и экстремистов), экономиста, вышедшего после начала СВО из российского гражданства Андрея Мовчана, внесённых в реестр иностранных агентов публициста Сергея Пархоменко и Екатерины Шульма. Ещё два года назад Гурвич публиковал в своих соцсетях статьи интернет-журнала «Холод», за которые впоследствии это медиа Минюст признал иностранным агентом.
Экономист, чья компания выиграла тендер у Минфина, даже подписал петицию американской НКО Stand With Ukraine и письмо против СВО, призывая коллег на своей странице в соцсети принять в этом участие. Два года назад Гурвич и вовсе задавался вопросом, кому принадлежат Донецк и Луганск: России или Украине?