Санкции против Мосбиржи вновь запустили в России валютные качели. Искусственный дисбаланс между импортными и экспортными операциями привёл к укреплению рубля на 7,2 процента за два дня. Банки считают, что этот процесс продлится около недели, эксперты же не исключают того, что очередной раунд ревальвации затянется на несколько месяцев. Но все сходятся во мнении, что к концу текущего года доллар окажется на гораздо более высоких, чем сегодня, значениях.
Как ранее сообщал «Октагон», 12 июня США включили в санкционный лист Московскую биржу, Национальный клиринговый центр и Национальный расчётный депозитарий. После остановки торгов долларом и евро Банк России объявил, что в дальнейшем курс рубля к ним будет определяться на внебиржевом рынке. Менее чем через неделю курс сорвался в штопор: если 18 июня единицу американской валюты официально обменивали на 89,05 рубля, то 20 июня – уже на 82,63 рубля.
Как поясняет редакции экономист Константин Селянин, эти цифры являются условными. Об этом свидетельствует динамика торгов юанем. За два дня китайская валюта ослабла по отношению к российской более чем на 10 процентов. Если ориентироваться на этот показатель, то рубль должен был оказаться ниже 80 единиц. В криптообменниках курс составлял около 85 рублей. Таким образом, возникло множество валютных курсов.
– Внебиржевой рынок в России представлен банками, брокерами и крупными компаниями, которые практически все отсечены от международного рынка капитала и располагают ограниченными средствами. Это снижает ликвидность рынка и приводит к расширению ценовых спредов, росту издержек торговых операций, – комментирует ситуацию ведущий аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
«В первое время после введения санкций российский валютный рынок стал ещё менее прозрачным и более манипулируемым крупными игроками».
Александр Потавин
ведущий аналитик ФГ «Финам»
По его словам, у Центробанка есть возможность выйти на валютный рынок с покупкой юаней, чтобы избежать чрезмерного укрепления рубля. Но регулятор пока никак не реагирует. Аналитик замечает, что значительное ослабление юаня к рублю делает импорт из Китая более дешёвым, что может внести позитивный вклад в дело укрощения растущей в России инфляции.
К вечеру 20 июня кросс-курс доллара к рублю подскочил более чем на 6 процентов – до 85,37 рубля. Куда он направится в дальнейшем, зависит от ряда условий. Прежде всего от баланса между экспортными и импортными операциями.
Рубль существенно укрепил позиции.Фото: YURI KOCHETKOV/EPA/TASS
Из-за приостановки переводов из России за рубеж в долларах и евро со стороны последних зарубежных банков, которые работали в РФ, вся приходящая в Россию валюта оказывается запертой в стране, а спрос на неё из-за сложностей с внешними платежами упал.
– Мы видим ситуацию, схожую с летом 2022 года, когда из-за санкций значительно просел импорт. Сейчас масштаб влияния санкций меньше, значительно ухудшились возможности не для поставок импортных товаров, а для расчётов по ним. Мы полагаем, что текущая просадка импорта – это явление временное, и в ближайшие пару кварталов импорт в Россию восстановится, – говорит Александр Потавин.
Срок восстановления торгового баланса может увеличиться, если Мосбиржа будет вынуждена прекратить торги последним валютным инструментом – юанем. О такой угрозе сегодня сообщили ведущие международные СМИ.
Но самым значимым вопросом станет влияние курса на исполнение федерального бюджета на 2024 год.
Если возникнет угроза недобора доходов, то наиболее реальным способом их восполнения станет девальвация.
– В бюджет на текущий год заложен амбициозный рост доходов на 22,3 процента – с 28,67 триллиона до 35,06 триллиона рублей. Экономика при этом растёт только на 3,5–4 процента. В конце июля – начале августа выйдет статистика, из которой можно будет сделать вывод о реальном положении дел с дефицитом бюджета. Дальше перед ЦБ встанет арифметическая задача: насколько нужно поднять курс, чтобы получить недостающее количество рублей, – объясняет Константин Селянин.
Экономист Антон Любич в разговоре с «Октагоном» подчёркивает, что сильный рубль выгоден российской экономике. На протяжении длительного времени в России регистрируется торговый профицит.
В стране накапливается капитал – источник внутренних инвестиций.
– К 2022 году международные резервы превышали необходимый для достижения заявленных целей их формирования уровень в четыре раза. В условиях санкций этот капитал перестал покидать страну, рубль укрепился, что означает повышение покупательной способности населения и повышение инвестиционной привлекательности импортозамещающих производств, – отмечает эксперт.
Любич считает, что санкции остановили спекуляции на Московской бирже и обвалили искусственный спрос на валюту, направив рубль в сторону справедливого, незаниженного курса.
– Если задача бюджета – повышение уровня жизни населения и развитие производств в России, то крепкий рубль на руку бюджету. Если задача бюджета – сверхприбыль нефтяников любой ценой, то рубль необходимо обвалить до 14–15 рублей за юань (Около 30 процентов по текущему курсу, – τ.), – уверен экономист.