Планы вывести российский самолёт Sukhoi Superjet 100 (SSJ) на международный рынок, похоже, становятся всё менее реалистичными. Иностранные перевозчики не только не торопятся встать в очередь за ними, но и отказываются от тех, что уже приобрели.
Свидетельством того, что дела на международном рынке у SSJ не пошли, является намерение госкорпорации «Ростех» передать подконтрольной ей авиакомпании Red Wings 30 невостребованных лайнеров из партии в 59 машин, от покупки которых отказались иностранные перевозчики. Одной из важнейших причин такого положения дел, кроме кризиса в отрасли в период пандемии COVID-19, является слабая организация сервиса, а отнюдь не технические недостатки самолёта, считают эксперты.
«У самолёта есть две проблемы: первая связана с экономикой, вторая – с поддержанием лётной годности, со скоростью устранения возникающих проблем, поставок запчастей».
Александр Фридлянд
директор научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ ГА
– Эта система изначально не была выстроена как эффективная, но сейчас приняли специальную программу и пытаются эту проблему решить, – рассказал «Октагону» директор научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.
Что касается экономики, то, по его мнению, самолёту на 100 мест трудно конкурировать с самолётами на 150 мест, потому что они изначально более выгодны и экономичны.
Для SSJ нужна своя ниша, достаточно специфичная, и её надо найти. Факт же передачи планируемых на экспорт самолётов российским авиакомпаниям эксперт не склонен драматизировать.
– Это нормальный подход, самолёты в течение всей жизни проходят через разные компании. Сейчас кризис, многие участники рынка уменьшают парк, объём перевозок в мире сократился в среднем в два раза, поэтому, чтобы самолёты не стояли, их отдают в российские компании.
SSJ 100 во время полёта на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2019» в Жуковском.Фото: Марина Лысцева/ТАСС
На перспективы «Сухого» на международном рынке Александр Фридлянд смотрит достаточно сдержанно. В период кризиса, по его мнению, их нет, но они могут появиться при выполнении ряда условий.
– Если система поддержания лётной годности будет правильно выстроена, то с восстановлением рынка и при правильном нахождении сегмента можно снова попробовать выйти на международный уровень, – отмечает он.
Пока в Объединённой авиастроительной корпорации, дочернее предприятие которой «Гражданские самолёты» производит SSJ, думают над усовершенствованием сервиса, зарубежные партнёры пытаются пересмотреть условия контрактов на покупки оказавшихся невыгодными в эксплуатации российских самолётов. Мексиканская авиакомпания Interjet вместо планируемых 30 машин купила только 22, часть из них перевозчик пытается продать, но пока безуспешно. Ирландская CityJet, заказавшая в 2016 году 15 машин SSJ, вовсе отказалась от дальнейшего сотрудничества. Компания являлась единственным европейским эксплуатантом российских самолётов.
Стоимость одного самолёта из тех, что перейдут Red Wings, может составлять до 30 млн долларов.
Остальные самолёты из партии в 59 машин также получат российские авиакомпании «Аэрофлот», «Азимут» и «Якутия». Об этом заявили глава Минпромторга Денис Мантуров и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
По словам гендиректора корпорации «Иркут» (в корпорацию входят «Гражданские самолёты») Равиля Хакимова, поставка всех 59 лайнеров займёт не менее двух лет и будет завершена в конце 2021 года.