«Индия из-за проблем с закупками нефти из РФ переключается на саудовское чёрное золото», «Скидка на российскую сырую нефть на глобальных рынках увеличилась на 40 процентов», «Индия объясняет снижение закупок нефти из РФ ужесточением санкций» – таковы тиражируемые в последние недели в интернете типичные заголовки СМИ. Недавняя краткая реплика индийского министра нефти в Давосе лишь подлила масла в огонь. На рынке заговорили о том, что санкции наконец сработали, танкеры с российским сырьём стоят в море, а положение России на рынке Индии всерьёз пошатнулось. Не выдаётся ли желаемое Западом за действительное?
Экспорт российской нефти в Индию начал динамично расти с весны 2022 года. Если до спецоперации доля России в индийском нефтяном импорте составляла менее 2 процентов, то уже в мае 2022-го была преодолена 10-процентная отметка. К концу позапрошлого года доля России составила почти четверть. Весной 2023-го вице-премьер РФ Александр Новак заявлял, что за 2022 год поставки в Индию выросли в 22 раза. С начала 2023 года доля России увеличилась уже до 30 процентов. В мае прошлого года, по данным аналитической компании Kpler, РФ обеспечила 46 процентов всех поставок нефти в Индию – около 2 млн баррелей в сутки. По итогам года Россия сохранила лидирующие позиции, обеспечив отрыв от Ирака и Саудовской Аравии: 39 процентов против 19 и 16 процентов соответственно.
Для России Индия стала в прошлом году вторым по величине рынком сбыта после Китая. Как сообщил в конце минувшего года глава «Транснефти» Николай Токарев, объёмы поставок в Индию за год составили около 70 млн тонн (около трети от общего объёма российского экспорта). Первое место занимает Китай (приблизительно 100 млн тонн).
В отдельные месяцы Индия импортировала почти половину и более половины всей российской нефти, транспортируемой морским путём.
– Индия стала одним из ключевых импортёров российской нефти, но статистика морских отгрузок демонстрирует ежемесячные отклонения. Например, доля морских поставок нефти сорта Urals в Индию увеличилась с 35 процентов в ноябре 2023 года до 47 процентов в декабре 2023 года, но в октябре 2023 года доля Индии в импорте российской нефти Urals составляла 57 процентов, – поясняет «Октагону» генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора, доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы Тамара Сафонова.
Такое положение дел фактически нивелировало санкционные усилия Запада – не сработал ни ценовой потолок (запрет на покупку нефти из России по цене выше 60 долларов за баррель), ни запрет на приобретение российской нефти, доставляемой морским транспортом. В конце 2023 года США решили внести корректировки в санкционные правила. 20 декабря американский минфин ужесточил ограничительные меры в отношении «малоизвестных нефтетрейдеров с непрозрачной структурой собственности», участвовавших в поставках российской нефти.
Уже 21 декабря шесть танкеров с российской нефтью остановились на пути в Индию. На сегодняшний момент насчитывается 17 «застрявших» кораблей.
С проблемами столкнулись суда, перевозившие сахалинскую нефть марки Sokol.
На долю нефти, добываемой на проекте «Сахалин-1», приходится менее одной десятой российского морского экспорта в Индию. Поставки из балтийских портов продолжаются, причём они осуществляются через Суэцкий канал и Красное море – по маршруту, от которого отказались некоторые другие поставщики. Возникшие проблемы с доставкой можно урегулировать, найдя замену части посредников, попавших под санкции, и это вполне осуществимо, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
– Трудности могут быть связаны в том числе с тем, что в поставках участвуют компании, которые «прописаны» в странах коалиции по сдерживанию цен на российскую нефть (G7, Евросоюз, Австралия). Возможно, эти танкеры были застрахованы в какой-либо западной компании или куплены в рамках лизингового механизма с использованием средств, предоставленных западной финансовой организацией. Но отмечу: по состоянию на ноябрь 2023 года не более 20 процентов российской нефти, перевозимой морем, транспортировалось с участием компаний из стран коалиции. А в начале 2023 года эта доля превышала 80 процентов.
Между тем западные СМИ усматривают в происходящем долгожданный эффект от санкций. Издание Reuters со ссылкой на представителя американского минфина сообщило, что «скидка на российскую сырую нефть на глобальных рынках увеличилась на 40 процентов с тех пор, как США начали усиливать применение потолка цен на нефть». Агентство также указывает на то, что, сократив покупки нефти у России, Индия увеличила импорт из Саудовской Аравии, снизившей стоимость в январе. И добавляет, что, возможно, Индия добивается хороших скидок и от России.
Не отстаёт от коллег агентство Bloomberg. В кулуарах Давосского форума журналист издания попросила министра нефти и газа Индии прокомментировать ситуацию с застрявшими российскими танкерами. «В случае с Россией это вопрос ценового потолка, а также того, что некоторые её судоходные компании действуют вопреки запретительным предписаниям», – заявил Хардип Сингх Пури, добавив, что «когда российские цены не соответствуют, мы покупаем у Ирака, ОАЭ, Саудовской Аравии».
«Министр предельно дипломатично описал причины, по которым часть грузов не была поставлена в Индию. Он просто констатировал факт: часть перевозчиков сталкивается с проблемами, связанными с санкциями».
Александр Фролов
заместитель генерального директора Института национальной энергетики
Что касается цен, то, по словам собеседника издания, ценовой потолок не мешал Индии в прошлом году закупать российскую нефть выше его уровня. Едва ли это случится и в текущем году. А если Россия пойдёт на увеличение скидок, это будет продиктовано не завуалированным «ультиматумом» покупателя, а спецификой их образования.
– По состоянию на 17 января 2024 года стоимость нефти сорта Sokol на внешнем рынке оценивалась ориентировочно на уровне 74,3 доллара за баррель, тогда как нефть Urals в порту Приморск была на уровне 59,8 доллара за баррель, – приводит данные Тамара Сафонова. – Реализация российской нефти осуществляется по формулам цены с использованием котировок эталонных сортов нефти и дифференциалов к применяемой в договоре формуле. Дифференциалы могут быть применены в виде дисконта или премии, отражаются в контрактах по результатам переговоров сторон и зависят от спроса и предложения, фрахтовых индексов, объёма реализации, условий долгосрочности и вариантности направлений поставки. В этой связи анонсирование в СМИ пожеланий потенциальных покупателей о дисконтировании не означает, что в реалиях такие скидки применимы по контрактам.
Находясь в Давосе, Хардип Сингх Пури отметил, что его стране необходимо 5 млн баррелей нефти в сутки. Из этого объёма у России закупается 1,5 млн баррелей, то есть речь о 30 процентах. Потребности в нефти у Индии планомерно растут. Где страна возьмёт недостающие объёмы, если доля России сократится, вопрос открытый.
– Говорят, в частности, о Венесуэле. Но она добывает менее 1 миллиона баррелей в сутки, нарастить может на 500 тысяч, а спрос при этом вырастет. Западные СМИ сознательно не публикуют статистику, из которой были бы видны объёмы российских поставок по сравнению с объёмами, поступающими из Саудовской Аравии и Ирака. Наверное, стесняются, – шутит Александр Фролов.
По мнению собеседника, избирательная подача информации в зарубежных источниках проявляется ещё и в умалчивании того факта, что декабрьское снижение поставок было связано не столько с санкциями, сколько с сезонным снижением спроса в Северном полушарии.
– Не получится ли так, что с началом второго квартала поставки из России начнут увеличиваться, потому что сезонный спрос будет расти? – задаётся он вопросом.
Более выгодные цены на саудовскую нефть, по словам Александра Фролова, также могут довольно быстро измениться, поскольку формируются на основе анализа стоимости эталонных сортов для разных регионов (Brent – при поставке в Европейский регион, Dubai – в Азию, WTI – в Северную Америку). Саудовская Аравия отслеживает изменение цен за определённый промежуток времени, анализирует уровень спроса, после чего корректирует собственную цену в зависимости от рыночной динамики.
– Поэтому, если эти три нефтяных бенчмарка подешевели, стоимость саудовской нефти снизилась. Следовательно, речь идёт не о скидке, а о коррекции в соответствии с рыночной динамикой, – убеждён эксперт.
Таким образом, заключает Александр Фролов, сохранение доли России на индийском рынке в этом году будет зависеть от двух факторов – уровня спроса в Индии и динамики замещения Россией западной экосистемы морских перевозок альтернативными поставщиками услуг.