Каждый год в начале февраля разгорается очередной раунд споров о роли личности Бориса Ельцина в истории России. И раз за разом снижается число политиков, признающих заслуги первого президента. Причина тренда не в том, что значительная часть сторонников бывшего главы государства уже объявлена иноагентами, либо ожидают такого решения. Дело в стремительном изменении государственной идеологии, место в которой для девяностых годов прошлого века пока не определено.
Предыдущие юбилеи первого президента России – в 2016 и даже в пандемийном 2021 году – отмечались в Екатеринбурге на протяжении нескольких месяцев массовыми торжественными и культурными мероприятиями. Цветы к установленному у входа в «Ельцин-Центр» памятнику политику помимо руководителей области возлагали полпреды, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и федеральные чиновники.
Энтузиазм представителей власти в отношении «Ельцин-Центра» ощущался даже в 2025 году. Новый полпред Артём Жога предложил забыть все связанные с площадкой иноагентские скандалы и наполнить музей первого президента новыми патриотического смыслами. Но всё ограничилось лишь проведением единственного форума и зачисткой в экспозициях попавших в запрещённые списки фамилий.
В начале 2026 года появились косвенные признаки, что отношения сегодняшней власти с семьёй первого президента и символизирующим его эпоху «Ельцин-Центром» близки к критической точке.
Руководство музея анонсировало лишь одну скромную акцию к 95-летию первого президента. 1 февраля открывается фотовыставка, посвящённая Борису Ельцину и Михаилу Горбачёву. Никаких других музыкальных, театральных и просветительных перфомансов не планируется.
Формальным стал и список чиновников, которые придут почтить память Бориса Ельцина. На официальном сайте правительства области анонсировано, что это будут только заместитель губернатора Свердловской области Василий Козлов, омбудсмен Татьяна Мерзлякова и председателя областной Общественной палаты Александр Левин.
Отстранение российской элиты от фигуры Бориса Ельцина и периода его руководства страной может свидетельствовать о подготовке к принятию в отношении «Ельцин Центра» радикальных решений. В том числе источники «Октагона» не исключают постановки вопроса о признании некоторых представителей музея иноагентами, перепрофилировании либо закрытии мемориала. Все эти требования звучали и раньше, но ситуация для их удовлетворения созрела только сейчас.
Религиозно-политический дуализм
Любая цивилизация строится на противопоставлениях, концентрированным выражением которых является религия. Образ Христа является неполным без его антипода – Сатаны. Невозможно объяснить, что такое благодетель, не рассказав, что такое грех. Райские гущи не могут существовать без мучений ада. Именно благодаря этому дуализму любой верующий знает, чем ему грозит отказ следовать божественным заветам, и он тянется к свету, чтобы не попасть во власть тёмных сил.
Политика – одно из воплощений религии. Одним из её базисов является противопоставление между несущими добро «своими» и носителями зла – «чужими». Невозможно, особенно в период мобилизации общества, заполучить любовь народных масс и выиграть на выборах, не объявив, кто твой враг, против кого и чего ты борешься.
Первый президент Борис Ельцин посвятил жизнь борьбе с коммунистами и их наследием. В 1989 году он одержал тактическую победу, когда ради воплощения своих личных идеалов ускорил развал Советского Союза. Последующие четыре года российский народ терпел на развалинах ушедшей в историю державы тотальную бедность, разгул бандитизма и коррупцию, чтобы достичь обещанных ельцинской «семьёй» райских политических гущ.
Борис Ельцин ускорил распад СССР ради своих идеалов, оставив страну в бедности, хаосе и коррупции.Фото: сайт президента России
Довольно быстро выяснилось, что далеко не все жители страны согласны идти стройной колонной за ельцинскими «пророками». В 1993 году неверующих в либеральный рай на виду у всего мира расстреляли прямой наводкой из танков. В 1995 году их идеи добивали в ходе финансируемой наличными долларами в коробках из под ксероксов кампании «Голосуй или проиграешь». Под популярным на проходивших тогда президентских выборах лозунгом «Купи еды в последний раз» подразумевалось, что альтернативный Борису Ельцину кандидат – лидер КПРФ Геннадий Зюганов – концентрированное воплощение зла, которое поведёт страну в голодную преисподнюю.
Со временем выяснилось, что вместо либерального рая ельцинская семья построила в России особую систему, в которой вся полнота власти принадлежала не государству, а близкому к ней олигархату. Прозвучавшая на стыке тысячелетий знаменитая фраза «Я устал, я ухожу» должна была ознаменовать не построение нового строя, а консервацию старого. Но история пошла другим путём.
«Мерзкая ложь»
Долгое время пришедшие к власти Владимир Путин и его команда избегали противопоставления новой и старой ельцинской России. Слишком большое влияние сохраняли связанные с «семьёй» олигархи. Да и надобности в противопоставлении себя кому-то не было – у страны отсутствовали требующие дуалистического воспринятия амбиции.
Зачатки новой российской идеологии были впервые обозначены в 2007 году в мюнхенской речи Владимира Путина. Развитие они получили в 2014 году во время «крымской весны». Именно тогда во весь рост стал вопрос «против кого мы». Предложенный ответ выглядел очевидным – против системы, которая привела к развалу Советского Союза на мелкие осколки и предала национальные интересы в интересах Запада. Эта система была персонализирована в лице Бориса Ельцина.
Поэтому судьба открытого в 2015 году в Екатеринбурге «Ельцин-Центра» была заранее предопределена.
Он стал символом ошибочного пути, на который государство больше возвращаться не намеревается.
Оппозиция приняла предложенные ей правила игры. Центр стал площадкой, на которой собирались оппоненты действующей власти. Каждое такое мероприятие всё с большим энтузиазмом критиковали лидеры общественного мнения. Например, режиссер Никита Михалков, поддержавший в 1995 году кандидатуру Бориса Ельцина на президентских выборах, обвинял «Ельцин Центр» в «мерзкой лжи». Практически одновременно с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым он поставил вопрос о закрытии «Ельцин-Центра». Но это предложение было проигнорировано.
Обитель иноагентов
25 февраля 2022 года сотрудники «Ельцин-Центра» осудили боевые действия на Украине и призвали немедленно остановить их. Текст опубликованного ими на официальном сайте заявления содержал, фразы за которые многие другие россияне получили реальные сроки. Но руководству мемориала демарш сошёл с рук. Он неожиданно оказался крайне необходимым элементом российской пропаганды, которой было нужно акцентировать образ внутреннего врага.
В течение трёх последующих лет в компетентные органы были переданы десятки заявлений от патриотически настроенных общественников, депутатов, артистов, журналистов и блогеров. Они требовали присвоить президентскому центру статус иностранного агента, организовать на его площадях детский дом. В «Ельцин-Центре» массово отменялись концерты и лекции с участием артистов и спикеров с прозападной позицией. В числе последних – группа «Сансара», Нина Хрущёва – правнучка генерального секретаря КПСС Никиты Хрущёва, правозащитник Ян Рачинский (включён в реестр иноагентов), ЛГБТ-пропагандиста* (включена в реестр экстремистских организаций) Николая Нахшунова, куратор студенческих протестов против СВО Полина Иванова и многие другие.
Жога сменил повестку
Весной 2025 года место «Ельцин-Центра» в системе российской идеологии неожиданно изменилось. Инициатором этого процесса стал новый полпред президента в УрФО Артём Жога. Он предложил руководителям мемориала отказаться от выступлений спикеров с либеральными убеждениями и сделать его «более патриотичным». В июне на площадке действительно состоялся форум «Патриоты Урала». Состав его спикеров отличался от привычного для центра списка. В том числе, на мероприятии выступили герои России Олег Касков и Сергей Воронин, военкор Евгений Поддубный, глава психологического департамента Минобороны России Валентина Барабанщикова, руководитель дирекции документального вещания RT Екатерина Яковлева.
Артём Жога на открытии патриотического форума Уральского федерального округа в «Ельцин-Центре».Фото: телеграм-канал «ЖОГА»
После этого социально-политическая активность «Ельцин Центра» снизилась до околонулевого уровня. Не освещались должным образом даже праздничные мероприятия, посвящённые 10-летию мемориала. Побывавшие на нём полпред Артём Жога, губернатор Свердловской области Денис Паслер, глава Екатеринбурга Алексей Орлов не выложили отчёты в своих соцсетях. Информация о визите представителей власти не появилась и в телеграм-канале самого «Ельцин-Центра».
Когда и чем именно закончится возникшая вокруг «Ельцин-Центра» информационная пауза, предугадать сложно. Решение о юридическом закрытии или запрете деятельности «Ельцин-Центра» пока выглядит неочевидным. Его деятельность основана на 68-ФЗ, обязывающем создавать мемориальные центры всех российских президентов после их смерти и предоставляющем их руководителям расширенный круг полномочий. Заглядывающие на шаг вперёд депутаты Госдумы не решаются править этот документ.
А вот внесение корректив в экспозицию музея и список проводимых в нём мероприятий федеральный закон не запрещает.
Такое изменение может привести к настолько масштабному перепрофилированию «Ельцин Центра», что оно станет фактически равносильно закрытию старой площадки.
Решение о будущем мемориала также будет увязано с потенциальным изменением государственной идеологии, которое станет неизбежным в случае заключения мирного соглашения по Украине или окончания СВО. Кто тогда станет «своим», а кто «чужим», покажет время.
Представители экспертного сообщества настаивают, что судьба «Ельцин-Центра» должна быть увязана не только с результатами его текущей деятельности, но и с ролью первого президента в истории страны.
«Я не разделяю идею Артёма Жоги о превращении Ельцин центра в патриотическую организацию, это просто невозможно. Этот центр надо просто ликвидировать. Борис Ельцин не патриот, а предатель, на его совести развал страны и гибель миллионов людей. Называть центр его именем всё равно, что создавать Гитлер-центр», – заявил в разговоре с «Октагоном» историк Евгений Спицын.
Эксперт с сожалением констатирует, что идеи Ельцина продолжают влиять на современную Россию.
«До недавних пор большая часть людей в правительстве лоббировали эти идеи, да и сейчас остаются такие деятели. Отчасти из-за этого этот центр продолжает существовать. Между тем, кровь, которая сейчас проливается на Донбассе, прямое следствие прозападной политики Ельцина. Я уверен, что в конечном итоге этот человек останется в истории не как первый президент или герой, а как фигура, приведшая страну и народ к краю пропасти», – подчеркнул историк.
