Сразу две крупные российские нефтяные компании – «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ – вынуждены решать, продолжать ли работать в Болгарии, и если да, то как перестраивать свою стратегию. Уже через три месяца нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) ЛУКОЙЛа в Бургасе может быть отрезан от российского сырья. Вероятно, разглядев риски и для себя, «Газпром нефть» начала рассматривать возможность продажи своих активов в стране.
Почти сицилийский сценарий
Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» приобрела нефтеперерабатывающий завод в Бургасе в 1999 году. В настоящее время он является одним из трёх оставшихся у неё зарубежных активов в области переработки наряду с НПЗ в Румынии и 45-процентной долей в НПЗ в Нидерландах. На зарубежный сегмент, по данным на 2022 год, приходилось около 37 процентов (26 млн тонн) от общего объёма нефтепереработки компании.
Весной 2023 года после продолжительных поисков покупателя ЛУКОЙЛ простился с итальянским НПЗ ISAB, которым он владел с 2008 года. Причиной стал простой трети мощностей завода из-за резкого снижения поставок российской нефти на сицилийское предприятие на фоне санкций Евросоюза. С теми же проблемами теперь рискует столкнуться болгарский НПЗ «ЛУКОЙЛ Нефтохим».
Нефтеперерабатывающий завод ISAB, ранее принадлежавший российской компании ЛУКОЙЛ, на юго-востоке острова Сицилия в Италии.Фото: Gaetano Adriano Pulvirenti/AP/TASS
Изначально власти Болгарии дали компании разрешение на обеспечение завода российским сырьём до конца 2024 года. Такова была их договорённость с Еврокомиссией. Однако этой осенью две болгарские партии заявили, что послабление необходимо отменить. Это вызвало панику на предприятии, вылившуюся в забастовки. 16 ноября в стране состоялось чрезвычайное заседание Совета безопасности, где рассматривались риски, с которыми может столкнуться экономика Болгарии в случае, если будет принято решение перекрыть потоки российской нефти на НПЗ.
В итоге было решено, что ЛУКОЙЛу может быть отказано в использовании российской нефти с 1 марта 2024 года. «Оптимальные сроки отказа от российской нефти, чтобы не возникло рисков для работы завода, – октябрь 2024 года. Но если парламент рассмотрит и примет законопроект о сокращении этого срока, то это может произойти не ранее 1 марта», – заявил премьер-министр Болгарии Николай Денков. При этом он представил график сокращения поставок. Уже с начала нового года предприятие сможет использовать для переработки не более 50 процентов российской нефти, а с 31 января её доля должна сократиться до 25 процентов.
И хочется, и колется
Премьер признал, что резкое прекращение поставок (ранее сообщалось, что они могут быть остановлены в течение трёх дней после принятия законопроекта) чревато нарушением оперативной деятельности ЛУКОЙЛа и ростом рыночных цен на топливо. При этом он умолчал о не менее важном факторе: по некоторым сведениям, только с февраля 2023 года завод в Бургасе заработал почти миллиард долларов. Таким образом, если работа на НПЗ нарушится, экономике Болгарии грозит не только подорожание топлива, но и потеря бюджетных доходов и социальные проблемы.
В ЛУКОЙЛе свои планы относительно дальнейшей судьбы НПЗ пока не озвучивают, ограничиваясь заверениями в том, что компания выполняет все обязательства по уплате налогов в стране. При этом, как утверждает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев, предприятию было бы достаточно притормозить работу завода, чтобы цены на нефтепродукты подскочили в два раза, что стало бы вполне понятным сигналом для местных властей.
«Если брать аналитику по европейским ценам, в Болгарии они всегда были самыми комфортными. Проблемы с топливом могут привести к серьёзным социальным волнениям. Понятно, что прозападные политики хотят продемонстрировать свою лояльность Брюсселю, но вопрос энергетической безопасности страны должен быть в приоритете».
Дмитрий Гусев
заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр»
Что касается возможной продажи предприятия, то, по его словам, непонятно, на какого покупателя рассчитывает Болгария. Эксперт допускает, что в активе может быть заинтересована польская компания PKN Orlen, уже продемонстрировавшая аналогичные аппетиты: в сентябре стало известно, что организация рассматривает возможность приобретения принадлежащего «Роснефти» контрольного пакета НПЗ в Шведте (Германия).
– Другой вопрос – будет ли Orlen готов платить, – продолжает Гусев. – Впрочем, возможно, болгарские власти рассчитывают на покупку со стороны турецких компаний.
В любом случае, по мнению собеседника, отношение к российским инвесторам в ЕС крайне некорректно. Напомним, что этим летом болгарские власти перевели портовый терминал ЛУКОЙЛа под управление государства, разорвав концессионное соглашение на 23 года раньше срока и объяснив это необходимостью соблюдать международные антироссийские санкции. Правда, тогда риски были просчитаны, и болгарский министр транспорта и коммуникаций Георги Гвоздейков заверил население, что роста цен на топливо не произойдёт.
«Газпром нефть» отсекает ненужное
Похоже, оценив все за и против присутствия на болгарском рынке в нынешних реалиях, об уходе с него задумалась и «Газпром нефть». Как сообщила в начале ноября болгарская деловая газета «Капитал», нефтяная «дочка» «Газпрома» изучает возможность продажи своих активов в стране. Компания через контролируемую ей сербскую NIS владеет в Болгарии 23 автозаправочными станциями (под брендом GAZPROM), топливным хранилищем и 12 земельными участками.
В пресс-службе «Газпром нефти» на запрос «Октагона» о планах, связанных с болгарскими активами, не ответили. По информации издания «Капитал», ссылающегося на свои источники, компания наняла инвестиционного консультанта для сопровождения возможной сделки и ждёт предложений от потенциальных покупателей к 23 ноября. Запрашиваемая цена, по свидетельству собеседников газеты, составляет 60–80 млн евро.
«Газпром нефть» изучает возможность продажи своих активов в Болгарии.Фото: Виталий Невар/ТАСС
Дмитрий Гусев не исключает того, что топливо на заправки GAZPROM поступало не только с НПЗ NIS в Панчево (Сербия), но и с НПЗ ЛУКОЙЛа в Бургасе по стоповым контрактам. Таким образом, проблемы ЛУКОЙЛа могли сыграть не последнюю роль в размышлениях «Газпром нефти» об уходе с розничного рынка Болгарии. В то же время, по убеждению эксперта, если ЛУКОЙЛ устранит свои сложности и сохранит нефтеперерабатывающий завод, было бы логичным, если бы покупателем АЗС «Газпром нефти» стал именно он. Правда, эта инвестиция в отсутствие каких-либо гарантий прав собственности на Западе для российских инвесторов представляется крайне рискованной.