Цены на нефть и газ успокоились

Цены на нефть и газ успокоились

Экономика 05 января 2024 Анна Таволга

Адаптировались все – таков итог 2023 года для мирового нефтегазового рынка. Цены на нефть и газ относительно стабильны, экспорт и импорт не останавливаются, несмотря на санкции и разного рода ограничения, инициированные Западом в отношении России. В 2024 году США попытаются создать новые препятствия для торговли российскими углеводородами, однако эксперты считают, что и эти меры будут с успехом абсорбированы рынком. При отсутствии политических шоков сохранит стабильность и стоимость нефти и газа. Правда, во многом ценой европейской стагнации.

Цены на нефть остаются комфортными

За 2023 год баррель Brent «похудел» на несколько долларов. Если в последних числах декабря 2022 года его стоимость составляла около 83 долларов, то к концу 2023-го она опустилась ниже 80-долларовой отметки, к 29-му числу едва перевалив за 78. Однако это не означает, что весь год был спокойным, – отмечались и ценовые скачки: в плюс – 28 сентября (более 95 долларов), в минус – 31 мая (72,6 доллара).

Безусловно, лепту в удержание цен на относительно высоком уровне (по крайней мере, вполне приемлемом для бюджета России) внёс ОПЕК+, трижды собиравшийся на совещания в 2023 году для принятия решений о сокращении добычи странами – участницами объединения. В 2024-м ОПЕК+ ожидает увеличения мирового спроса на нефть более чем на 2 млн баррелей в сутки. В случае, если прогноз оправдается, а на рынке не появится избыточного предложения, цены могут начать движение в сторону заветных 90–100 долларов за баррель.

В 2024 году ожидается увеличение спроса на нефть.В 2024 году ожидается увеличение спроса на нефть.Фото: Fernando Gimeno/EPA/TASS

Впрочем, Россию вполне удовлетворят и более скромные значения. Как заявил в конце декабря вице-премьер Александр Новак, даже при текущих ценах нефтегазовые доходы страны в 2023-м достигли уровня 2021 года, превысив 9 трлн рублей. К слову, экспорт энергоресурсов пока остаётся ключевым источником доходов страны – 57 процентов от общего объёма выручки. В 2024 году вице-премьер, являющийся постоянным участником встреч ОПЕК+, ожидает стоимости Brent в пределах 80–85 долларов за баррель. Минфин закладывает в прогнозы 70 долларов. В базовые параметры федерального бюджета заложено 60 долларов.

Потолки и ограничения не сработали

Одним из итогов 2023 года эксперты называют провал потолка цен на нефть, который признали даже некоторые американские экономисты. Потолок, предусматривающий запрет на покупку российской нефти по цене выше 60 долларов за баррель, был введён в декабре 2022 года и должен был лишить Россию значительной части доходов. Однако практика, выработанная в течение года, показала, что покупатели умудрялись обходить или вовсе не соблюдать ограничения, а сами американцы, собиравшиеся пересматривать потолок, ни разу этого не сделали.

Выгодный риск: российская нефть потекла на Восток

Вынужденная переориентация российского сырьевого экспорта привела к тому, что более 60 процентов поставок нефти из РФ теперь приходится на Индию и Китай. В связи с этим в экспертном сообществе начали звучать предупреждения о росте зависимости России от этих двух направлений, необходимости диверсификации экспорта и активизации собственной переработки. Действительно ли риски высоки и справедливо ли считать Россию сырьевым придатком – теперь уже не Запада, а Востока?

Перейти к материалу

Не оказали влияния на Россию и введённые в начале 2023 года санкции в отношении её нефтепродуктов. Они продолжали поступать на европейский рынок благодаря так называемому теневому флоту, который, по некоторым оценкам, включает до 600 судов. Одновременно с этим российским компаниям удалось перенаправить большую часть потоков на рынок Индии и Азиатско-Тихоокеанского региона, закрепив там своё положение.

Тем не менее Соединённые Штаты не оставляют попыток докрутить гайки и заставить партнёров в 2024 году соблюдать ценовой потолок. С 19 февраля санкции будут расширены – от всех участников поставок будет требоваться детализированный отчёт по всей логистической цепочке. Они должны будут запрашивать разрешение на каждую операцию с топливом и раскрывать конфиденциальную информацию об оплате всех услуг, в частности по страхованию и фрахту. Специалисты считают эту инициативу изначально обречённой на провал или попросту утопией.

Соединённые Штаты намерены отследить всю логистическую цепочку партнёров.Соединённые Штаты намерены отследить всю логистическую цепочку партнёров.Фото: Li Jianqiang/VCG/Visual China Gr/TASS

– Если это будут ноунейм-компании, которые являются основой нашего экспорта, то они как не представляли никаких детальных отчётов, так и не будут этого делать. Если раскрывать всю цепочку, то надо раскрывать её по поставкам всей нефти и нефтепродуктов в мире. За любой компанией, даже из США, могут скрываться 10 посредников, в конце которых будет стоять Россия. То есть нужно раскрывать всю мировую торговлю. Это сложно реализуемо, – резюмирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Запасай летний дизель зимой

В 2023 году привлекательность внешней торговли нефтепродуктами была такова, что в какой-то момент проблемы начал испытывать внутренний рынок. Здесь цены на нефтепродукты установили своеобразные антирекорды. В конце лета – начале осени стоимость дизельного топлива и бензина в России начала расти темпами, опережающими инфляцию, в результате чего возникли разговоры о возможном срыве уборочной кампании и топливном кризисе на внутреннем рынке. В качестве основных факторов были названы наращивание поставок на внешние рынки и профилактические остановки нефтеперерабатывающих заводов.

Впоследствии для насыщения внутреннего рынка власти прибегли к кардинальному решению – временному запрету на экспорт нефтепродуктов. Мера сработала: цены вернулись в приемлемое русло. Теперь участников рынка волнует вопрос, возможно ли повторение в период пикового спроса, который по традиции наступит уже весной. Для руководства страны особенно важно удерживать цены и сохранять социальное спокойствие в период выборов.

Правительство нашло кардинальное решение проблемы топливного кризиса

Российское Правительство объявило о своём решении ограничить экспорт бензина и дизельного топлива в попытке насытить внутренний рынок и усмирить растущие цены. Ранее Минэнерго обещало решить этот вопрос до середины месяца. Детонатором стала, вероятно, впервые высказанная президентом РФ Владимиром Путиным претензия в адрес кабмина. Решение пришлось принимать срочно. Нефтяники угрожают дефицитом топлива на внутреннем рынке, если запрет продлится долго.

Перейти к материалу

Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев убеждён, что в настоящее время ситуация стабилизировалась и вряд ли потребует включения ручного управления весной. К тому же, получив определённый опыт в 2023 году, теперь аграрии могут заранее начать запасаться летним дизельным топливом в преддверии посевной.

– Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба еженедельно проводят мероприятия по контролю за рынком топлива, и они продлятся минимум до апреля. Пока проблем на рынке не видно. Дальше я бы призвал не связывать выборы и сезонный фактор, когда цены растут. И к сезонному фактору сельхозпроизводителям никто не мешает готовиться уже сейчас, – говорит он.

Цены на газ. Снижение ценой стагнации

В 2023 году европейские чиновники с удовлетворением констатировали, что Евросоюзу удалось адаптироваться к потере российских объёмов газа, поступавших по «Северным потокам». Годом ранее после выхода из строя трубопроводов биржевые цены на газ достигли исторических максимумов, превысив 3 тыс. долларов за тысячу кубометров. В течение 2023 года биржевые котировки временами также демонстрировали скачки. Например, в августе всего за неделю газовые фьючерсы поднялись на 40 процентов на фоне остановки австралийских СПГ-заводов. Однако всё равно ценовым трендом года стало снижение стоимости газа. С начала года она сократилась примерно на 50 процентов, закрепившись на уровне чуть выше 400 долларов за тысячу кубометров.

Значительных изменений этого тренда в 2024 году специалисты не ожидают. «Вероятно, новый год мы встретим с рекордными запасами в США (в Европе – не факт). А на таком фоне большинство происходящих событий рассматривается рынком через “медвежью” призму», – написал в своём телеграм-канале инвестбанкир Евгений Коган. Инвестиционный банк Morgan Stanley также прогнозирует, что ко второму кварталу 2024 года цены на газ в Европе снизятся примерно до 350 долларов за тысячу кубометров благодаря высоким запасам в подземных хранилищах.

Россия пытается отвоевать газовый рынок Европы на танкерах

Доля российского экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в Европу планомерно растёт с 2021 года. Ожидается, что по итогам 2023-го большая часть продаваемого российскими компаниями СПГ придётся именно на Евросоюз. После того как в начале следующего года стартуют отгрузки с нового проекта «Арктик СПГ – 2», эта тенденция может укрепиться, если не помешает одно но: о своём намерении противостоять планам Москвы уже заявил Вашингтон.

Перейти к материалу

Международное энергетическое агентство предлагает более долгосрочный прогноз, согласно которому европейские газовые цены могут сохраниться на уровне около 450 долларов минимум до 2027 года. Эксперты обращают внимание на то, что даже в случае реализации такого сценария называть это достижением не приходится, поскольку оно становится возможным не за счёт энергоэффективности, а благодаря экономии.

– Ценовых пиков в 2023 году Европе удалось избежать не от хорошей жизни, а при помощи существенного снижения потребления газа. Закрыли заводы, стали экономить, то есть стоимость газа удалось удержать ценой снижения качества экономики, промышленности и жизни людей, – полагает Сергей Пикин.

С этим согласен и Дмитрий Гусев. По его мнению, отсутствие резкого скачка цен на газ стоит воспринимать как признак «остывания» европейской экономики и скорее негативный для Запада сигнал.

– Золотая мечта любого эколога – чтобы закрылись все заводы. А если люди перестанут дышать, то выбросов будет ещё меньше. То есть по факту мы видим, что экономика ЕС замедляется. Радоваться ли этому? – задаётся он риторическим вопросом.