Последняя в этом году министерская встреча ОПЕК+ обещает стать на грядущей неделе событием номер один для энергетического рынка. Интрига была подогрета ещё 22 ноября, когда картель без объяснения причин сообщил о переносе мероприятия на несколько дней. По рынку поползли слухи о разногласиях между участниками. Главным бунтарём, как и в прошлые разы, объявлена Саудовская Аравия. Как реагируют нефтяные цены и чего ожидать от встречи 30 ноября?
Движение нервное, но стабильное
График движения нефтяных цен в 2023 году выглядит как кардиограмма страдающего аритмией. Однако, несмотря на скачки, по сути, год оказался стабильным: в январе стоимость составляла около 83 долларов за баррель, примерно на том же уровне она находится и сейчас. Перепады при этом были действительно значительные – более чем до 20 долларов. В частности, 31 мая котировки Brent демонстрировали самые низкие показатели – 72,6 доллара за баррель. Самые высокие были достигнуты 27 сентября – 96,5 доллара.
С этого момента цены демонстрировали резкую волатильность. После трёхдневного пике в начале октября они возобновили рост на опасениях по поводу перебоев в связи со вспыхнувшим на Ближнем Востоке конфликтом. За этим последовали скачкообразные снижения и повышения котировок, однако понижательный тренд победил. Минимальное значение в ноябре цены показали в середине месяца, когда баррель опустился до 78,9 доллара.
Новым ударом стало заявление ОПЕК и ОПЕК+ о переносе по неназванным причинам запланированной на 25–26 ноября встречи. «Шутка ли – страны ОПЕК+ перенесли заседание! Это оказалось прекрасным поводом, чтобы котировки снизились на 4 доллара за баррель относительно уровня начала дня. Лишнее напоминание о том, насколько истеричным может быть рынок и насколько он зависит от новостной повестки», – написал в своём телеграм-канале заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. И тут же добавил, что в течение того же торгового дня цены отыграли более 3 долларов.
Королевство нервничает
И всё же, несмотря на относительную стабильность, текущий уровень нефтяных цен очевидно не устраивает Саудовскую Аравию. Ещё в мае, до предпоследней встречи министерского комитета, Международный валютный фонд сообщил, что бюджет королевства может оказаться дефицитным при стоимости нефти ниже 80 долларов за баррель. Аналитики не исключают того, что в ближайшие месяцы на фоне сокращения спроса нефть способна продолжить дешеветь, что не может не тревожить Эр-Рияд. Тем более что Саудовская Аравия взяла на себя самые высокие обязательства по ограничению добычи – 1 млн баррелей в сутки до конца года.
Саудовскую Аравию не устраивает уровень нефтяных цен.Фото: Amr Nabil/AP/TASS
Представители королевства неоднократно заявляли, что недовольны исполнением соглашения ОПЕК+ другими участниками, в первую очередь Россией. Летом Москва обязалась сократить экспорт на 500 тыс. баррелей в сутки, а с сентября и до конца года сохранять сокращение на 300 тыс.
– Дискуссия идёт как раз в отношении дополнительного снижения, о котором кто-то мог бы объявить. Идти на дополнительное добровольное ограничение Саудовской Аравии, очевидно, уже не хочется. Ей выгодны более высокие цены, но предпочтительно, чтобы они росли не за счёт неё. Других же участников устраивает текущая цена, их национальные бюджеты её выдерживают, – комментирует независимый эксперт нефтегазовой отрасли Дмитрий Лютягин.
Ограничения сохранят или увеличат
Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, перенос встречи ОПЕК+ связан с тем, что участникам потребовалось больше времени для обсуждения дальнейшей совместной стратегии. В итоге, по предположению специалистов, текущие параметры ограничений будут сохранены в нынешних объёмах или даже увеличены.
Последнее необходимо, чтобы переломить утвердившийся нисходящий ценовой тренд. По оценкам Дмитрия Лютягина, для этого потребуется дополнительно изъять по 1 млн баррелей совокупной добычи в сутки в два этапа. В то же время, говорит он, слишком интенсивные сокращения могут привести к нежелательному для участников ОПЕК+ эффекту.
– Если цены сильно вырастут, станут выгодными добыча нетрадиционной нефти и активизация развития альтернативных источников энергии. Из этого извлекут пользу США, Норвегия, Канада и другие страны, – прогнозирует собеседник издания.
«В итоге ОПЕК+ рискует потерять свою долю на рынке. Так что, скорее всего, договорятся о том, чтобы в течение первого квартала 2024 года – максимум полугодия были продлены текущие ограничения, которые позволят иметь вяло сползающие цены».
Дмитрий Лютягин
независимый эксперт нефтегазовой отрасли
Станислав Митрахович считает, что как минимум на 2024 год будут продлены и ограничения в рамках квот, и добровольные сокращения. При этом в течение года, по его словам, возможны корректировки:
– Это может произойти, если добыча в странах вне ОПЕК+ продолжит быстро расти. В США объёмы добычи уже превышают доковидные. Получается несправедливо: в то время как картель производство сокращает, остальные наращивают.
Российская стратегия и будущее картеля
Взятые Россией на себя обязательства пока для неё комфортны. В принципе, как утверждает Дмитрий Лютягин, наша страна могла бы пойти и на дополнительные сокращения, особенно в случае, если будет перекрыт балтийский маршрут транспортировки российской нефти.
– Он может быть перекрыт, если США со своими партнёрами таки дожмут так называемые третьи стороны и запретят им покупать российскую нефть. В этом случае часть объёмов Россия чисто физически не сможет никуда транспортировать – Юг и Восток перегружены. Так что на эти объёмы можно будет сократить добычу. Но пока маршрут не перекрыт, поэтому, скорее всего, вопрос будет решаться по факту, – рассуждает он.
Россия может сократить добычу нефти, если будет перекрыт балтийский маршрут.Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Что касается внутренних противоречий между участниками картеля, то, с точки зрения экспертов, несмотря на их проникающее в информационное поле наличие, деятельность ОПЕК+ продолжится, а Саудовская Аравия будет оставаться участницей объединения и не откажется от кооперации с Россией.
– Во-первых, без этой кооперации цены могут начать снижаться ещё активнее. Во-вторых, если позволить реализовываться американскому сценарию – замещению российской нефти арабской, – Саудовская Аравия в краткосрочной перспективе может оказаться в выигрыше, но в долгосрочной – проиграть. После того как американцы ударят по российской нефти, они могут ударить и по саудовской, найдя для этого любые политические аргументы. Так что участники ОПЕК+ заинтересованы не только в преследовании своих экономических интересов, но и в демонстрации политического единства, – заключает Станислав Митрахович.