Австралия, включённая 5 марта 2022 года в список недружественных России стран, невольно оказывает дружескую поддержку российской экономике. Лишь на одних слухах о возможных перебоях с поставками сжиженного природного газа (СПГ) из этого государства цены на газ резко выросли в августе. В этом месяце слухи оправдались, и на газовых предприятиях Австралии начались забастовки, которые могут продлиться не одну неделю и привести к потерям как минимум 1 млн тонн СПГ для мирового рынка.
Рабочие двух австралийских СПГ-предприятий Gorgon и Wheatstone, принадлежащих американской корпорации Chevron, не удовлетворились многодневными переговорами с руководством и 8 сентября начали забастовку. Профсоюзы требовали пересмотра условий оплаты труда на морских платформах, гарантий занятости, а также изменений в условиях сверхурочной работы и системе переводов рабочих между разными объектами.
Дальнейших переговоров, судя по всему, не будет. В выходные Chevron начал эвакуацию персонала с одной из платформ. Одновременно с этим компания обратилась за посреднической помощью к местным регуляторам. Вероятно, не видя перспектив в прямом общении с профсоюзами, Chevron попросил австралийскую Арбитражную комиссию по труду о содействии в решении трудового спора. Рассмотрение дела состоится 22 сентября.
«На протяжении всего процесса переговоров мы делали щедрые, добросовестные предложения и шли на уступки, пытаясь завершить спор, но соглашение так и не было достигнуто, поскольку профсоюзы требуют условий, существенно отличающихся от рыночных», – прокомментировала это обращение пресс-служба Chevron, объясняя невозможность дальнейших переговоров без участия регуляторов.
Профсоюз с раздражением воспринял и этот шаг и хочет вести забастовку до победного конца.
«Offshore Alliance выступает против “заявления о невозможности ведения переговоров” Chevron и хочет, чтобы забастовка продолжалась до тех пор, пока мы не добьёмся согласования коллективного договора предприятия (EBA)», – говорится в его сообщении. На этой неделе производство и отгрузка с платформ будут прекращаться на срок до 10 часов в сутки. Дальше – хуже: с 14 сентября могут последовать круглосуточные остановки. Сколько они продлятся, неизвестно.
В минувшем году на долю Gorgon и Wheatstone приходилось около 7 процентов от мирового объёма сжиженного природного газа (примерно 24,5 млн тонн). По словам вице-президента по газовой аналитике консалтинговой компании Rystad Energy Каушала Рамеша, более 68 процентов объёмов, поставляемых с этих предприятий, законтрактовано покупателями из Северо-Восточной Азии – фактический экспорт в этот регион составляет более 80 процентов.
Как уже сообщал «Октагон», эксперты опасаются того, что в случае выпадения австралийских объёмов газа его главным покупателям – Китаю, Южной Корее и Японии – придётся искать альтернативу, что чревато дефицитом для Евросоюза. К слову, только на слухах о возможных забастовках в Австралии цены на газ в августе поднимались за короткий срок на 40 процентов, преодолевая отметку 450 долларов за тысячу кубометров. После начала протестной акции стоимость увеличилась почти на 10 процентов и продолжила повышаться на этой неделе.
В преддверии осенне-зимнего сезона в ЕС дорожают энергоносители
В середине августа у европейцев случилось неприятное дежавю. Вроде бы успокоившиеся в этом году цены на газ продемонстрировали резкий скачок на бирже: всего за неделю они выросли на 40 процентов. Сентябрьские фьючерсы по индексу крупнейшего европейского хаба TTF превысили отметку 450 долларов за тысячу кубометров. Потребители отмечают, что повышаются также цены на бензин, дизельное топливо и даже на мазут – впервые с 1990 года он стал стоить дороже, чем сырая нефть. Что это означает для России?
Перейти к материалуСейчас ситуация в Европе усугубляется ограничением экспорта норвежского трубопроводного газа из-за технических работ. Европейские власти отчитались о том, что подземные хранилища заполнены на 94 процента (самый высокий показатель за последние 10 лет), что, видимо, должно внушать некоторый оптимизм. В то же время основная цель запасов – помочь преодолеть возможный дефицит в зимний период, «а до начала отопительного сезона в Европе остаётся всего шесть-восемь недель», – предупреждает аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит.
По его утверждению, «пространство для серьёзной коррекции цен быстро сокращается», и зимой стоимость газа может превысить 600 долларов за тысячу кубометров. В том, что австралийский фактор будет какое-то время подогревать цены на газ, не сомневается и заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнёр» Дмитрий Гусев.
– Уход любых объёмов означает, что для кого-то из игроков рынка появляются новые возможности. У меня вообще возникает такой вопрос: а не делается ли это в интересах других производителей, чтобы немного поднять цену на газ? Когда цель будет достигнута, забастовка может быстро прекратиться, даже толком не начавшись, – говорит он.
Одним из косвенных выгодоприобретателей в текущих условиях становится российская газовая монополия. Ценовая конкурентоспособность «Газпрома», объёмы экспорта которого на европейском направлении находились в последнее время на исторических минимумах, возрастает, считает Рональд Смит.
В конце августа «Газпром» отчитался о своих результатах (по МСФО) за первое полугодие и второй квартал. Чистая прибыль по итогам шести месяцев снизилась в 7,8 раза в годовом выражении – до 331 млрд рублей. Убыток по итогам второго квартала составил 7,2 млрд рублей, общий долг превысил 6 трлн рублей. «Газовое ядро компании продолжает оставаться убыточным на операционном уровне», – констатировал в своём телеграм-канале инвестбанкир Евгений Коган.
Подспорьем для выравнивания результатов, по мнению эксперта, может стать в первую очередь рост экспорта, а также нахождение рубля в диапазоне 90–100 единиц за доллар.
В настоящее время курс находится как раз в этих пределах. Экспорт также начал повышаться, причём даже на европейском направлении. В июле поставки «Газпрома» в страны Европы увеличились почти на 30 процентов в суточном исчислении относительно средних показателей июня. Продолжился рост и в августе.
Что касается цен, по которым Россия продаёт свой трубопроводный газ, они частично отражены в документе российского Правительства, на который ссылается агентство Reuters. Согласно ему, стоимость для Турции и Европы в текущем году составит 501,6 доллара за тысячу кубометров, для Китая – почти 300 долларов. При этом, как заметил на днях в рамках Восточного экономического форума министр энергетики РФ Николай Шульгинов, экспорт газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири» в 2023 году вырастет на 40 процентов – до 22 млрд кубометров, а в следующем может увеличиться до 30 млрд.
По наблюдениям Николая Шульгинова, экспорт сжиженного природного газа из России также показывает положительную динамику. «Речь, правда, о нескольких процентах, но покупатели российского СПГ есть по всему миру. И это не только новые партнёры в Юго-Восточной Азии, но и потребители Европы», – отметил он.
Экспертные оценки свидетельствуют о том, что министр скромничает. По данным консалтинговой фирмы Kpler, на которые ссылается газета El Público, европейский импорт сжиженного природного газа из России в 2023 году вырос на 40 процентов по сравнению с уровнем 2021 года. Крупнейшими импортёрами, как пишет издание, выступают Испания и Бельгия. В целом, по прогнозу Минэнерго, объёмы экспорта СПГ из России в этом году составят 32 млн тонн. Ранее сообщалось, что на долю Европы в первом полугодии пришлось около 9 млн тонн.
Лидером по производству сжиженного газа в России является проект «Новатэка» «Ямал СПГ» (в 2022 году было получено около 21 млн тонн). С середины января следующего года компания планирует начать коммерческие отгрузки со своего второго крупнотоннажного проекта «Арктик СПГ 2», в том числе в восточном направлении.
Вместе с тем в Минэнерго подчёркивают, что существующего производства сжиженного природного газа в России недостаточно.
К 2030 году страна планирует выйти на 100 млн тонн в год. В том числе, как заявил на Восточном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин, к этому году производство СПГ в Арктической зоне России должно вырасти втрое – до 64 млн тонн. Для сравнения: ежегодное производство в той же Австралии уже превышает 107 млн тонн.
Впрочем, не все специалисты считают необходимым стремиться к целевым показателям, озвученным Минэнерго.
– Производство СПГ подразумевает всего лишь изменение агрегатного состояния вещества. Это своего рода гонка за субпродуктом, – полагает Дмитрий Гусев. – Наверное, правильнее было бы стремиться к тому, чтобы предлагать комплексную услугу, вплоть до строительства передвижных электростанций, работающих на газе. Продукт должен быть глубокого передела. Не надо запрыгивать в уходящий поезд – надо садиться на вертолёт, который стоит рядом. Всё равно прилетите быстрее, даже если вылетите позже.