На днях в сенат США был внесён законопроект об усилении санкций в отношении «Северного потока – 2». Проект предусматривает пакет санкций в отношении всех заинтересованных лиц, связанных со строительством газового трубопровода. Европа ждёт завершения строительства трубы и может применить ответные меры, если санкции помешают закупать российский газ.
Инициаторами «Закона о разъяснении энергетической безопасности Европы» стали Джин Шахин и республиканец Тед Круз. Санкционная инициатива является продолжением санкций, принятых в отношении «Северного потока» ещё в прошлом году. Их первый этап не возымел никакого успеха (первая компания вышла из проекта только в декабре прошлого года), новая попытка предпринята, когда трубопровод почти достроен: остаётся проложить всего 160 километров – 6 процентов.
Труба раздора
Планы «Газпрома» не изменились: к месту работ прибыл «Академик Черский», в марте судно перешло в собственность аффилированного с «Газпромом» Самарского теплоэнергетического имущественного фонда. Президент России Владимир Путин заверил, что оставшийся участок трубы Россия сможет проложить в одиночку.
Трубоукладчик «Академик Черский» уже прибыл на место работ.Фото: Вячеслав Филиппов/ТАСС
Готовность российских компаний достроить газопровод самостоятельно не решает проблем его дальнейшего функционирования, говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Дмитрий Офицеров-Бельский. А американские санкции могут коснуться как раз работы «Северного потока – 2».
– Это могут быть санкции в отношении фирм, обслуживающих газопровод, компаний, которые будут принимать поступающий из России газ, даже в отношении операторов систем передачи и регионального менеджера газового рынка GASPOOL, – рассказал «Октагону» Дмитрий Офицеров-Бельский.
Для США вхождение «Газпрома» в Европу со стабильным трубопроводом и дешёвым газом является не только угрозой американскому влиянию в ЕС, но и практически полным провалом поставок сланцевого газа.
– США значительно нарастили добычу своего газа, во многом – за счёт сланцевых разработок. Соответственно, появляется интерес к его экспорту. Европа – крупнейший импортёр газа, а доля США там совсем незначительна, значит, есть соблазн побороться за рынок. Есть, конечно, трудности. В случае с США это СП-танкеры, которые требуют создания отдельной инфраструктуры и специальных терминалов. Такой, например, работает в Литве, в Клайпеде. И они вроде как ещё строятся в Европе. Но цена американского газа выше, нежели российского, – комментирует сложившуюся ситуацию научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук Сергей Кислицын.
Евросоюз против США
Сенаторы своих целей не скрывают. Из заявления Шахин: «...Мы должны продолжить эти усилия и сделать всё, чтобы Россия не распространяла скрытным образом своё пагубное влияние на всю Европу».
Единственный игрок на европейской политической арене, который может оказать влияние на дальнейшее правоприменение санкционного пакета в отношении газопровода, – это Германия. На днях исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Клаус Эрнст выступил с жёсткой критикой инициативы США. Это свидетельство недовольства немецкого истеблишмента давлением США на проект «Северный поток – 2».
«Заявление демонстрирует единство позиции бизнеса и политических кругов ФРГ. И бундестаг, и ведомство федерального канцлера, и профильные министерства едины в своих критических оценках американского давления».
Артём Соколов
научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО
– Даже партия «Зелёные», членов которой сложно назвать сторонниками проекта «Северный поток – 2», сохраняет сдержанность в своих оценках и не использует в данном случае свою экологическую риторику на полную мощность, – считает Артём Соколов.
ФРГ заинтересована в поставках российского газа куда больше, чем в дорогостоящем и нуждающемся в инфраструктуре сланцевом американском. А официальный Берлин поддерживает скорейшее завершение строительства трубопровода.
В этих условиях «Газпрому» придётся в очередной раз проявить гибкость, например, согласиться на разделение трубопровода, чтобы не нарушать законодательство ЕС. При этом всего лишь 4 процента трубы пройдут по территории Германии. Большая часть находится в международных водах. Сходная ситуация с проектом «Северный поток – 1». В этом случае российская сторона будет вынуждена обратиться к немецкому регулятору, который должен будет назначить другого оператора передачи.
В ожидании ответа
У Европы – если новый пакет перекроет или максимально усложнит поставки газа по российскому трубопроводу – есть возможность ввести ответные санкции. Как вариант – обложить пошлинами американский сжиженный природный газ, вплоть до применения заградительных.
– Этот вариант уже озвучивался, но пока о его применении говорить более чем рано. Германии и Европе в целом нужно обладать более обширным запасом аргументов для того, чтобы в каждом случае иметь возможность ответа на американские меры. Иначе противостояние закончится поражением, практически не начавшись, и никаких мотивов для консенсуса у Вашингтона не будет, – уточняет Дмитрий Офицеров-Бельский.
США предстоит провести закон через сенат и конгресс, а после его должен подписать Дональд Трамп.
Возможно, предстоящие выборы смогут внести свои коррективы в скорость принятия решений.
Так или иначе, решение о судьбе «Северного потока – 2» будет зависеть в большой степени от позиции Берлина по вопросу реализации проекта и сопротивлению агрессивной американской дипломатии.