Задачу снизить уровень бедности в два раза президент Владимир Путин поставил Правительству ещё в 2018 году. Изначально дедлайн был установлен на 2024 год, а после начала пандемии он был перенесён на шесть лет позже. Бедным считается гражданин, который имеет доходы ниже прожиточного минимума (сейчас он составляет 11 653 рубля). На момент объявления войны с этим явлением таковых насчитывалось 19,3 миллиона человек, но пока эту битву Правительство проигрывает. Теперь выигрыш зависит от статистиков.
Суть поручения Путина в том, что Правительство должно работать над повышением уровня жизни населения. Чем лучше живёт общество в целом, тем меньше в нём необеспеченных. Однако с самого начала чиновники начали бороться совсем не с бедностью. В 2019 году Минтруд заявил о создании специального реестра, с помощью которого все российские бедные будут разделены на богатых бедных и нищих бедных. Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал пост премьер-министра, и не скрывал, что цель новации не победить нищету, а пересмотреть подходы к определению уровня бедности, чтобы учитывались и расходы семей, а не только доходы.
«Тогда у нас не будет ситуаций, когда семья с детьми, которая еле сводит концы с концами и при этом ещё заботится о пожилых родственниках, не имеет права на пособие только потому, что на какой-нибудь рубль их доход превысил прожиточный минимум. Или, наоборот, люди вполне обеспеченные, но которые не работают официально, таких у нас тоже достаточно, ежемесячно получают деньги ещё и от государства», – заявил он.
Бедными решили считать не тех, у кого низкий доход, а тех, кто попал в реестр нуждающихся в помощи. В итоге бедными перестали быть все, кто имеет земельный участок больше 25 соток и больше одного нежилого помещения (то есть сразу же отсекли многие сельские семьи с официально низкими доходами). А также собственники более одного автомобиля или 200 тыс. рублей сбережений. Правда, юридический механизм поиска «лишней» собственности и денег не отлажен, так что, судя по всему, заполнение реестра пока буксует.
На помощь Правительству пришёл Росстат – ведомство всегда выручало чиновников. Например, за последние годы Росстат несколько раз менял методику расчёта инфляции, чтобы Центробанку и Минэку было проще выполнять утверждённую цель. Теперь, несмотря на то что более 30 процентов потребляемых продуктов в России – импортные, этот показатель почти не зависит от курса рубля. Новая методика составлена так хитро, что даже чиновники теперь говорят о двух инфляциях – личной (это когда вы приходите в магазин и удивляетесь двузначному росту цен) и официальной (которая рассчитывается специалистами и от которой зависят премии и бонусы для ответственных лиц).
Исключительно с помощью «правильного» подсчёта многие регионы выполнили майский указ президента по увеличению средних зарплат учителей, социальных работников, младшего и среднего медперсонала до 100 процентов от средних по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников – до 200 процентов.
Как указывает Счётная палата, сделано это было просто: за счёт «оптимизации бюджетных учреждений». Часть младшего персонала просто переводилась с трудовых договоров на договоры подряда либо менялось название их должности, а зарплаты значительно поднимались только начальству. В итоге средняя зарплата по учреждению подтягивалась до нужной для отчёта.
Когда во время локдауна прошлого года стало понятно, что даже с помощью реестра поручение Путина не выполнить (количество бедных не уменьшилось, а увеличилось до 20 миллионов человек), Правительство и Росстат объявили о новой методике подсчёта прожиточного минимума. Теперь он не зависит от стоимости потребительской корзины, а зафиксирован на уровне 44,2 процента медианного среднедушевого дохода россиян. То есть бедные отныне – это не те, кто не может позволить себе купить минимальный набор продуктов, а те, кто беднее остальных бедных. Иными словами, если все граждане будут получать, например, минимальную зарплату, и никто – 44 процента от её размера, то с бедностью в России будет покончено окончательно и бесповоротно.
С помощью новой методики Правительство убило сразу трёх зайцев. Во-первых, теперь выполнить поручение президента в принципе невозможно – так как процедура подсчёта изменилась, неясно, какой показатель является исходным и что именно должно уменьшиться вдвое. Во-вторых, можно без особого шума манипулировать этим уровнем. И, наконец, в-третьих, количество официальных бедных сразу уменьшилось более чем на 2 миллиона, до 17,7 миллиона человек. Можно и перед президентом отчитаться об очередной победе. Ну не замечательно ли: экономика сокращается, цены на продукты бьют рекорды, а количество бедных уменьшилось.
Но тут Правительство попало в ловушку: теперь любой экономический рост будет статистически увеличивать количество бедных.
Если будут расти доходы населения, то это увеличит медиану, а вместе с ней поднимется и черта бедности. Соответственно, если действительно многократно обещанный экономический рост начнётся, то уменьшить количество бедных можно будет только за счёт мер социальной поддержки.
Чиновники придумали, как решить и эту проблему. Росстат готовится учитывать в составе доходов населения различные социальные трансферты и дотации, полученные в натуральной форме. Например, продукты с молочных кухонь для матерей, социальные путёвки в санатории, льготный проезд в транспорте или средства технической реабилитации для инвалидов (коляски, костыли и так далее).
То есть любая натуральная помощь от государства будет снижать уровень бедности, которая парадоксальным образом будет делать из некоторых бедных недостаточно бедных и, соответственно, лишать их этой поддержки. Фактически это возврат к «монетизации льгот» 2004 года, которая была приостановлена тогда из-за массовых протестов. Но теперь заменять льготы деньгами никто не думает – просто будут те, кто достоин поддержки, и те, кто уже нет. Более того, чем дороже местные власти оценят свою помощь бедным, тем меньше их станет. И правда, хватит им уже портить статистику.