Создание совместной рабочей группы между Правительством и Центробанком «для выработки решений в экономике» может стать одной из уступок Эльвиры Набиуллиной группе Белоусова. В Правительстве вынашивают планы по полному подчинению банковского регулятора. Пока ЦБ удавалось отбивать все атаки, но вторую волну коронавируса независимость российского Центробанка может и не пережить.
О создании нового механизма консультаций Правительства и Центробанка заявил ещё в феврале первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его мнению, только совместная работа Белого дома и банковского регулятора «поможет лучше оценивать экономику и принимать меры уже независимо в сфере своих компетенций». В ЦБ тут же заявили, что, как ни странно, тоже постоянно мечтали о подобном формате работы, но при этом намекнули, что покушения на свою независимость не потерпят: мол, особый правовой статус ЦБ как независимого от Правительства института закреплён в Конституции.
Крепкие орешки
Интересно, что подобный консультационный орган ещё в 2019 году предлагал создать тогдашний министр экономики, а ныне помощник президента РФ Максим Орешкин. На форуме «Россия зовёт!» он обвинил Эльвиру Набиуллину в намеренной заморозке потребительского спроса, что неизбежно приведёт к экономической рецессии. И предложил создать комиссию по экономическому развитию и интеграции, подобную той, что 10 лет назад (ещё до назначения Набиуллиной) действовала под руководством Игоря Шувалова и вполне успешно справлялась с последствиями кризиса 2008–2009 годов.
Первый подобный консультационный орган ещё в 2019 году был реализован на основе идеи экс-министра экономики, а ныне помощника президента Максима Орешкина.Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Рецессия наступила, но комиссия была создана только благодаря аппаратному влиянию нового первого вице-премьера. Однако уже через несколько месяцев стало понятно, что хотя ЦБ удалось усадить за стол переговоров, рычагов реального влияния на политику Центробанка у Правительства всё ещё недостаточно.
– Фактически из всех даже прописанных в законе о Центробанке обязанностей его руководство озабочено только поддержанием низкой инфляции, – рассказал «Октагону» источник, близкий к Правительству. – При этом курс рубля скачет, макроэкономическую стабильность также установить не удаётся. Белоусов же хочет кардинально изменить функционал Центробанка, добавить ему ответственности и полномочий, фактически превратив его в аналог советского Госплана.
Сейчас Центробанк активно занимается отдельными коммерческими проектами (вроде платёжной карты «Мир» или «Системы быстрых платежей») вместо того, чтобы заниматься развитием экономики в целом, подчёркивает собеседник издания.
В это время, например, в США регулятор имеет обязанности и функционал даже для борьбы с безработицей. Платёжными картами и банковскими переводами занимаются исключительно коммерческие игроки.
Главный идеолог
Идею возрождения большого Госплана Андрей Белоусов вынашивает уже давно. Более того, задачей по адаптации бывшего советского изобретения к современным российским реалиям занимается уже два десятилетия созданный им же Центр макроэкономического анализа и прогнозирования. По отзывам коллег, Белоусов является одним из немногих, кто с этой доктриной пришёл во власть и не изменял ей всю свою карьеру.
Суть идеи в том, чтобы экономикой управляла не «невидимая рука» рынка, а лежащая в основе советского Госплана теория межотраслевых балансов, когда государство контролирует экономику, перераспределяя между отраслями различные ресурсы (от труда до капитала). Но если в СССР такое перераспределение было прямым, то в современной экономике оно может быть реализовано косвенным образом, с помощью создания специальных правил для рынка, вливаний через национальные проекты или создание госкорпораций – отраслевых чемпионов.
Собственно, часть плана Белоусова уже воплощается в жизнь, именно он является главным идеологом реализации национальных проектов на 26 трлн рублей.
А также он выступал за активные инвестиции из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в российскую экономику, сейчас эти деньги в основном инвестируются в американские ценные бумаги. Здесь он в первый раз столкнулся в аппаратной борьбе с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной, которая выступала категорически против такого мощного роста государственных расходов. Тогда они договорились: ФНБ потратит не больше 1 из 7 трлн рублей за три года. После чего госпожа Набиуллина провернула вполне удачную аферу по продаже Сбербанка: на деньги ФНБ, которые планировалось инвестировать в новые экономические проекты, Правительством в авральном режиме зачем-то был выкуплен Сбер. Причём значительную часть выручки Центробанк решил оставить себе – на покрытие «убытков» от санации банковской системы, которые ЦБ сам же и обеспечил. Так Набиуллина одержала первую аппаратную победу на Белоусовым. Но теперь он захотел реванша.
Проработка оптимизации
Конечно, самым простым и желаемым вариантом для Белоусова была бы смена главы Центробанка – однако против этого пока выступает президент. Второй вариант – усиление контроля президента и Правительства над Центробанком из-за сложной финансово-экономической ситуации.
Группа Белоусова предлагает либо напрямую подчинить регулятор президенту, либо через специально созданную структуру.
– Фактически Белоусов хочет замкнуть ЦБ на президента, – рассказывает источник «Октагона» в Администрации президента. – Тогда Госплан встаёт не только над ЦБ, но и над Правительством и фактически сможет рулить всей экономической политикой страны.
Под этот проект Максимом Орешкиным (и не только им) была развёрнута довольно активная кампания в интернете с критикой (как правило, справедливой) Набиуллиной и Центробанка. И если на доводы помощника президента в ЦБ предпочитают особо не реагировать, мотивируя это тем, что Орешкин сам метит на место главы регулятора, то другому критику ЦБ, министру по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергею Глазьеву, открыто предложили заткнуться.
Критика действий ЦБ пресекалась до недавнего времени строго: например, Сергею Глазьеву открытым текстом было предложено заткнуться.Фото: Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС
Например, по мнению Глазьева, перейдя от таргетирования курса рубля к таргетированию инфляции, ЦБ просто отдал курс национальной валюты на откуп финансовым спекулянтам. Центробанк на это заявление, по сути, отвечать не стал, но направил письмо в Минэкономразвития, в котором предложил без стеснения «рассмотреть целесообразность проработки оптимизации коммуникационной деятельности Глазьева как члена коллегии ЕЭК от РФ».
Пока, как рассказывают источники «Октагона», окончательного решения по переподчинению или хотя бы расширению функций и обязанностей Центробанка не принято. Однако если вторая волна коронавируса окажется такой же сокрушительной, как и первая, независимостью ЦБ могут пожертвовать во имя роста экономики.