Глава ЦИК Элла Памфилова устроила разнос региональным участковым избирательным комиссиям, перехватив повестку борьбы с фальсификациями на выборах у несистемной оппозиции. Как итог – несколько уголовных дел, в том числе и против руководителей участковых избирательных комиссий (УИК), чего в России не наблюдалось долгие годы. Однако системные оппозиционеры не удовлетворились жёстким заявлением ЦИК в середине последнего выборного дня. По горячим следам «Октагон» попытался разобраться в хитросплетениях цифр на Дальнем Востоке, в Сибири и в так называемых электоральных султанатах, чтобы понять, как эта кампания повлияет на новую политическую реальность.
Центральная избирательная комиссия приступила к подсчёту голосов. Первые данные после обработки менее 10 процентов бюллетеней: «Единая Россия» – 39 процентов, КПРФ – 25 процентов, ЛДПР – 10 процентов, пятипроцентную планку также преодолели «Новые люди» и «Справедливая Россия – За правду». По данным экзитполов близкой к Администрации президента исследовательской компании «Инсомар», ЕР набирает 45,2 процента, КПРФ – 21 процент, ЛДПР – 8,7 процента, «Справедливая Россия – За правду» – 7,9 процента. Остальные партии не проходят в нижнюю палату парламента, причём «Новые люди», по данным опросов, набирают 4,7 процента.
Скачки явки: есть ли аномалия?
«Октагон.Восток» зафиксировал, как явка к полудню 19 сентября в Приморье и в Якутии сначала составляла 32,16 процента и 39,1 процента соответственно, а затем упала до 28,28 процента и 34,98 процента. Эксперты называют происходящие процессы загадочными и теряются в догадках, а некоторые из них связывают скачки с возможными фальсификациями. В Приморском крае неоднократные изменения процента явки за одно и то же время заметили ещё в первый день выборов, 17 сентября. Как сообщает VL.ru, четыре раза за сутки крайизбирком менял данные по явке на 15 часов: сначала количество принявших участие в голосовании граждан росло, а процент явки, наоборот, падал, к концу дня число пришедших на участки всё же уменьшилось.
18 сентября цифры практически не изменялись, а 19 сентября, в день довольно активного голосования, вновь начали скакать. Эксперты не припомнят подобных явлений ни на одной из предыдущих кампаний, в том числе на выборах в 2016 году.
– Избирательная комиссия Приморья умеет проводить выборы, имеет опыт, квалификацию, и действительно вызывает вопросы тот факт, что она не может просто посчитать явку. Вполне возможно, что у кого-то не сходятся цифры. Вместе с тем на разных участках комиссия уходит на непродолжительное время, а возвращается с полными бюллетеней ящиками – по 150–200 штук, – считает политический обозреватель из Приморья Валерия Федоренко.
«Если посмотреть, сколько [времени] комиссия тратит на каждого избирателя, то за это время проголосовать очень сложно. Две минуты на каждого избирателя? Это может говорить о том, что кто-то где-то рисует. Этой странной историей с выездным голосованием можно объяснить, что что-то с чем-то не сходится».
Валерия Федоренко
политический обозреватель
Бросается в глаза аномальный рост проголосовавших 19 сентября в некоторых регионах Дальнего Востока. За два часа, с 10 до 12, явка в Приморье возросла более чем на восемь процентов – с 23,95 до 32,16 процента. Аналогичная ситуация в Якутии – рост с 30,88 до 39,1 процента. В Хабаровском крае явка увеличилась почти на семь процентов – с 23,32 до 30,22 процента. Однако уже к вечеру цифры в системе были иными, и явка упала. По такому же сценарию развивалась ситуация с явкой на 15 часов. В Якутии, например, она выросла сразу на 13,35 процента – до 44,13 процента, а на момент окончания голосования явка составляла уже 41,51 процента.
Слева – скриншот официальных данных в 14.00 (по Владивостоку), справа – в 14.50 (по Владивостоку).
Политолог Вячеслав Беляков утверждает, что изменения консолидированных цифр явки – явление естественное. Из-за растянутого во времени голосования меняется численность избирателей в списках, происходит миграция в рамках сервиса «Мобильный избиратель», прикрепляются к участкам военные. Участковые избирательные комиссии вводят данные неравномерно, собрать сведения из отдалённых территорий бывает непросто. К тому же неравномерно может поступать информация от организаторов выездного голосования. Но, по мнению эксперта, то, что явку в Приморье считали долго и меняли столько раз, говорит как минимум о том, что участковые комиссии оказались не готовы к трёхдневному голосованию.
– Конечно, скачки явки могут свидетельствовать о попытках пририсовать результаты в каких-то территориях, и здесь нужно внимательно смотреть явку в разрезе территорий и УИК, тогда можно с уверенностью сказать, отчего такие аномалии. Это невведённые 20 человек на тысяче участков или скачки по 20 процентов в отдельных сёлах? Если такие территории есть, их нужно брать под особый контроль, – говорит эксперт.
Кривые без прямого объяснения
Политтехнолог Константин Калачёв согласился с тем, что ситуация с явкой нестандартная, но затруднился назвать её причины.
«Ситуация приобретает системный характер и становится странной, необъяснимой. На эти вопросы следует требовать ответы от тех людей, которые занимаются организацией избирательных кампаний».
Константин Калачёв
политтехнолог
– Понятно, что всем хочется отличиться и показать высокую явку и высокий результат за кандидатов и власть. Дальний Восток всегда отличался тем, что электоральные процессы были естественными, управляемыми весьма умеренно, а выборы проходили как конкурентные, честные, открытые. Может, какие-то инновации появляются у нас на Дальнем Востоке, мною ранее не замеченные. Для меня, честно говоря, ситуация необъяснимая, и ответа нет, – комментирует ситуацию политтехнолог.
Скачки показателей по явке, которые можно было бы назвать аномальными, зафиксированы в Кузбассе. На сделанных после завершения голосования 18 сентября и утром 19 сентября скриншотах с сайта ЦИК видно, что число проголосовавших серьёзно изменилось в Таштагольском районе Кемеровской области. Например, на участке № 1405 к вечеру 17 сентября проголосовали 373 человека (62,85 процента), позже данные на эту же дату изменили на 433 (72,65 процента). На участке № 1407 цифры изменились с 189 до 263 человек и так далее.
Общая явка на 17 сентября в Таштагольском районе за ночь возросла с 33,38 процента до 37,68 процента.
В манипуляциях в ночь с 18 на 19 сентября с сейфами, где находились использованные бюллетени, обвинили избирательную комиссию на Ямале. В Ноябрьске в УИК № 704, по версии главы регионального отделения компартии Елены Кукушкиной, после закрытия участка члены комиссии не стали опечатывать сейф и продолжили работать с документами и бюллетенями.
В разговоре с «Октагон.Урал» заместитель председателя окружной избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа Игорь Горелик подтвердил сам факт инцидента, но пояснил, что ничего криминального в действиях должностных лиц не было.
– Мы из опубликованного видео ничего не поняли. Какое нарушение было? Непонятно. Председатель УИК работал над ответами на жалобы того же КПРФ, но в помещение ворвался их кандидат, увидел, что после дня голосования остался работать председатель, а также заявил, что в сейфе находятся бюллетени, но они там и должны находиться, – подчеркнул он и добавил, что официальных жалоб по данному инциденту в окружной избирком не поступало.
– Было чёткое ощущение, что админресурс пойдёт голосовать в пятницу и в субботу, а весь протестник придёт после обеда в воскресенье, чтобы якобы не украли голоса, – напоминает в разговоре с корреспондентом издания политолог Илья Гращенков. При этом он затруднился описать причины числовых аномалий в ГАС «Выборы».
«Тяжело описать эти кривые, когда явка росла, а когда падала, кто эти люди, которые голосовали, тоже сложно понять. Если в первые дни были, скорее всего, бюджетники, то вот кто пришёл утром воскресенья на участки, пока не очень ясно».
Илья Гращенков
политолог
– Можно предположить, что бюджетников разбили на несколько групп. Большая часть голосовала 17-го, какая-то часть – в субботу, а какая-то – в воскресенье, – поясняет он.
Особенности системы
В приморском краевом избиркоме странности с данными по явке объясняют техническими особенностями работы ГАС «Выборы» и сайта ЦИК.
– Явка, которую мы видим сейчас, предварительная. Она собирается в телефонном режиме территориальными комиссиями. Там могут быть какие-то ошибки, неточности. Настоящая, юридически значимая явка будет в протоколе участковой комиссии на основании работы со списками избирателей, поймут, сколько точно приняло участие в голосовании. А пока это предварительные данные, просто ориентиры, – говорит «Октагон.Восток» заместитель председателя избирательной комиссии Приморского края Роман Охотников.
– Я вчера уже объяснял коллегам, что выгрузка идёт пакетами данных автоматически через ГАС «Выборы». Поэтому бывает такая ситуация, что сначала вам кажется, что явка была 30 процентов, а потом она стала 28 процентов. Потому что две-три территории довыгрузились, а голосовали на них меньше [избирателей], и работает просто математика. Это нормальное явление из-за специфики работы сайта ЦИК и системы «Выборы», – добавляет он.
В краевом избиркоме странности с данными по явке объясняют техническими особенностями работы ГАС «Выборы» и сайта ЦИК.Фото: Вадим Брайдов/Octagon.Media
Несмотря на заявления своих подчинённых, главе Центральной избирательной комиссии Элле Памфиловой всё же пришлось комментировать в прямом эфире ночные махинации с сейфами. Правда, речь шла о Пятигорске и Санкт-Петербурге. В Пятигорске манипуляции с сейфом на одном из участков в ночь с 17 на 18 сентября проводили при помощи швабры, закрывавшей одну из камер видеонаблюдения, забыв при этом о других камерах на участке.
«Верх цинизма, наглости и полной уверенности в безнаказанности. Если организатор этого не сядет в тюрьму, я не знаю, что ещё надо делать. Уволить председателя, передать дело в правоохранительные органы, и мы будем за этим следить», – заявила Памфилова.
Кадры, как представители УИК в Санкт-Петербурге просто выносят в ночь с субботы на воскресенье сейф из участка, глава ЦИК также прокомментировала. «Налицо очевидное преступление и очевиден сговор», – сказала она.
Впервые публичные санкции от ЦИК коснулись действительно высокопоставленных сотрудников структуры. Однако системная оппозиция высказывает недовольство Памфиловой, пытаясь выдавить максимум из сложившихся обстоятельств, хотя в целом удовлетворена своими результатами.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил журналистам, что такой поддержки у компартии, как сейчас, «не было с 1996 года». По его мнению, партия в новом созыве возьмёт ещё больше мандатов, но не без боя: «Есть реальная возможность удвоить, утроить результат – надо отбить их, отстоять».
Внутри партии настроения немного другие.
– У нас веры Элле Памфиловой нет. Она уже отменяла второй тур выборов в Приморье, под предлогом чего Тарасенко заменили на Кожемяко. Это был юридический факт. Кто-то был за это наказан? Нет, – говорит «Октагон.Восток» секретарь ЦК КПРФ, политтехнолог партии Сергей Обухов. – У нас есть основания полагать, что всё, что было сегодня в прямом эфире, это просто шоу. Глава ЦИК может обещать какие угодно уголовные дела. Она уже жёстко отреагировала на выборы в Приморье, когда побеждал Ищенко, где хоть одно наказание. Прошло четыре года. Сейчас происходит то же самое. Опять КПРФ лидирует в Приморье, но всё застопорилось, как и в 2018 году – на Уссурийске.