Депутаты Госдумы во втором чтении приняли закон об отказе от так называемого дня тишины – когда накануне голосования запрещена предвыборная агитация. По данным «Октагона», в кулуарах ЦИК давно ходила идея отменить эти ограничения. Одним из аргументов против данной нормы было снижение бюрократической нагрузки на комиссию путём удаления яркого повода для жалоб.
Чаще всего на нарушение дня тишины жаловались оппоненты губернаторов. Подобные заявления подавали на Николая Меркушкина, причём и во время его губернаторства в Самарской области, и в бытность его главой Марий Эл. По этому пункту жаловались на Сергея Фургала, когда он ещё только боролся за кресло главы Хабаровского края. За агитацию на своём сайте глава ЦИК Элла Памфилова в своё время критиковала мэра Москвы Сергея Собянина.
При этом в самом ЦИК статистику жалоб на нарушения в день тишины отдельно не ведут. По крайней мере, подобных данных Центризбирком никогда не публиковал. Например, день тишины ни разу не упоминался в аналитическом сборнике данных «Вестника ЦИК» – ни по итогам выборов в Госдуму в 2016 году, ни по итогам выборов президента в 2018 году.
Глава ЦИК Элла Памфилова высказывалась в пользу отмены дня тишины неоднократно.
«Полагаю, что с учётом современного состояния информационных технологий контроль за соблюдением запрета на предвыборную агитацию в день тишины на практике всё больше выглядит атавизмом. Подчёркиваю, что это всего лишь моё личное мнение, а не официальная позиция».
Элла Памфилова
глава ЦИК
День тишины существует более чем в 30 странах. Среди них Франция и Великобритания (оттуда пошёл и термин «silence radio» – аналог русского дня тишины), а также Австралия, Италия и Испания. На этом список развитых демократий, в которых в день перед голосованием наступает короткий период silence radio, заканчивается. Среди этих государств нет ни США, ни даже Германии, где достаточно много регулятивных норм в избирательном законодательстве.
При этом в некоторых странах, где этот режим действует, по факту он не выполняется. Как, например, в ЮАР, на что обратили внимание наблюдатели ЦИК, которые присутствовали на выборах в Южно-Африканской Республике в 2019 году.
– Отмена – абсолютно разумное требование. Какой в мире соцсетей может быть день тишины? Раньше это была мера против каких-то провокаций, чтобы нельзя было в последний час делать провокацию какую-то, основанную на ненависти. Сейчас это даже контролировать невозможно, – даёт комментарий «Октагону» политолог Сергей Марков.
По его словам, день тишины – норма, с одной стороны, плохо исполняемая, а с другой – очень дорогая.
– Нужно полмиллиона человек на контроль. Когда контроль становится слишком дорогим, приходится отменять ограничения, – продолжает Марков.
Впрочем, в оппозиции уверены, что отмена дня тишины – игра на стороне партии власти.
– Честные выборы, если их считать атавизмом, то и от всех его рудиментов, наверное, есть смысл избавляться, – говорит политолог, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.
В условиях, когда, возможно, ЦИК объявит и выборы в Госдуму многодневными, понятие конкретного дня накануне голосования серьёзно размывается.
– Просто уже запредельный административный ресурс, трёхдневное голосование, все покровы и филькины грамоты отменяются. Когда пошла такая пьянка, кто же будет заморачиваться с днём тишины? Конечно, на руку партии власти. У неё же информационные пушки. Выигрывает тот, у кого больше информационный ресурс, – считает Обухов.
Однако, по мнению политолога Сергея Маркова, таким образом власть снижает количество бессмысленных ограничений.
«Когда ограничений десятки и люди не вполне понимают, какие из них эффективные, а какие нет, то и переносят негатив к неработающим правилам, на все правила сразу».
Сергей Марков
политолог
Марков полагает, что вслед за отменой дня тишины стоило бы упросить и правила финансирования партий, и контроль за регистрацией кандидатов.
– У нас чрезмерное внимание к юридической стороне финансирования предвыборных кампаний. Нужно снять преграды для финансирования. У нас лимиты финансирования слишком маленькие – почти все превышают лимиты финансирования, кроме коммунистов, у которых минимальные бюджеты. Стоило бы снять гипертрофированный контроль за регистрацией кандидатов. Чрезмерная роль юридических нюансов и тонкостей. Я помню, к Евгению Примакову привязались – к временам, когда он был ещё аспирантом, – нашли у него какой-то старый автомобиль. Нужно оставить просто самые простые, но действенные ограничения.