«Непотопляемый» Кудрин держит курс на власть

«Непотопляемый» Кудрин держит курс на власть

Политика 19 апреля 2021 Анна Семёнова

Председатель Счётной палаты Алексей Кудрин в последнее время отличается громкими заявлениями, после которых не происходит ничего. Но он всё равно продолжает произносить скандальные речи. Такой же приём используют партийные функционеры в преддверии электорального цикла. Вопрос: куда собрался выдвинуть свою кандидатуру Кудрин?

После публичного конфликта с Дмитрием Медведевым и последовавшей громкой отставки с должности министра финансов в 2011 году мало кто верил в возвращение Алексея Кудрина во властные структуры. Тем более что самый на тот момент системный из либералов увлёкся выступлениями с оппозиционной трибуны бок о бок с Алексеем Навальным. А потом и вовсе решил сменить амплуа и стать посредником между властью и оппозицией в преддверии мартовских выборов 2012 года. В этой роли он, правда, успехов не добился, зато вошёл во вкус оппозиционной повестки: критиковать оказалось интереснее, чем мягко сетовать Медведеву на отсутствие макроэкономического баланса и оборонные расходы, будучи министром финансов.

Но рвать с прошлым и соревноваться с Навальным за роль лидера несистемной оппозиции экс-министр не собирался, ведь можно быть чуть хитрее и оставить себе возможность вернуться в большую политику. Следуя такой логике, «бессистемный» оппозиционер Кудрин уже в 2012 году создал Фонд развития гражданских инициатив «Диалог» (ранее Фонд по развитию гражданских инициатив). Эта структура позволила экс-министру эффектно усидеть на двух стульях: остаться близким к власти, порвать с которой он оказался явно не готов, и выпускать пар либералов на Общероссийском гражданском форуме. Время шло, политические амбиции становилось скрывать всё труднее, роль околокремлёвского деятеля без особых полномочий Кудрину надоела и настала пора найти своё «тёплое» место в системе.

Алексей Кудрин, Борис Немцов, Алексей Навальный (слева направо). Митинг 24 декабря 2011 года.Алексей Кудрин, Борис Немцов, Алексей Навальный (слева направо). Митинг 24 декабря 2011 года.Фото: Misha Japaridze/AP/TASS

В 2018 году состоялось возвращение: экс-министр финансов стал главой Счётной палаты (СП), где популистские заявления в стиле «мы за всё хорошее и против всего плохого» зазвучали с новой силой. А в 2021 году Кудрин активизировался ещё больше, под раздачу попадали разнообразные госструктуры: от Пенсионного фонда до «Роскосмоса». Все эти громкие заявления о нарушениях – не просто напоминание о себе, а настоящий сигнал о готовности к новым карьерным высотам.

Причём, демонстрируя лояльность, глава СП забывает, что критикует свой же курс, который навязывал российской власти, будучи министром.

Счётная палата по своей сути не является политическим институтом, её функции – аудит и контроль. Но в нынешнем виде СП всё чаще становится инструментом политической борьбы её главы для демонстрации своеобразного контроля за деятельностью Правительства. Подобный формат работы аудиторов позволяет Кудрину поддерживать для Запада и оппозиционно настроенных граждан имидж критикующего всё на свете либерала, одновременно находясь близко к ключевым властным фигурам, показывая собственную значимость. При этом надо отметить, что имидж либерала Кудрин поддерживает выборочно, например, в 2021 году он закрыл Фонд развития гражданских инициатив «Диалог» за ненужностью – гораздо больше пиара даёт СП. Зато создал новый Университет свободных наук и искусств на базе СПбГУ, чтобы учить студентов по модели liberal arts и фактически стать лицом либерализма для современной молодёжи.

Пока остаётся загадкой, на какую должность метит глава СП, но очевидно, что новая позиция должна быть неординарной. Ранее Алексей Кудрин намекал, что готов стать премьер-министром. Однако в грандиозном плане есть большая доля неопределённости: политическое будущее Кудрина всецело упирается в готовность власти вводить либерального игрока с свою систему и давать ему реальные полномочия. Подобный ход Кремля вызывает сомнения, если брать в расчёт непоследовательность Кудрина.

Открытыми остаются самые важные вопросы: способен ли Кудрин действительно быть частью системы, когда на него вновь будет возложена реальная ответственность? Не будет ли главный либерал страны заглядываться на Запад или вновь заигрывать с лидерами несистемного протеста?