Тучи, конечно, сгущаются, но если год назад ВЦИОМ отмечал наивысший уровень тревожности россиян за последние 20 лет, то в нынешнем апреле страна тревожится заметно меньше. На ярославской трассе у одного из придорожных кафе вывешен самодельный плакат на злобу дня «Одолели коронавирус – ответим и Байдену!» Хозяин заведения хоть ещё и не угодил под американские санкции, но демонстрирует решительный настрой и негодование, пообещав не наливать суточных щей и не накладывать своих фирменных котлет представителям Евросоюза и органов власти США, если они будут проезжать мимо и вздумают наведаться в его кухмистерскую.
Казалось бы, злейшим врагом для этого российского предпринимателя из сферы обслуживания должен быть COVID-19 и вызванные им ограничения, которые за минувший год существенно сократили выручку. Но владелец придорожного кафе полагает, что тот вызов, который прозвучал прошлой весной и затянулся на долгие месяцы, уже практически преодолён и на фоне пройденных испытаний нынешние проблемы уже не выглядят такими, которые требуют углублять погреба и запасаться продуктами. Страна и впрямь хоть массово ещё и не привилась вакциной от ковида, но зато вполне выработала коллективный иммунитет против любых новых напастей из области геополитики и социально-экономической сферы.
На внешнем периметре – ситуация усиливающегося ветра вплоть до ураганных значений. Со стороны положение выглядит так, будто осмелевшая стая загоняет заковылявшего слона, то подрезая ему путь, то норовя броситься на спину, то забегая с боков. МИД РФ занял круговую оборону, едва успевая отбивать атаки партнёров, которые наседают со всех сторон и даже с самых неожиданных направлений. Кое-где в воздухе уже ощутимо пахнет порохом, жёстче становятся заявления, ведьмы с мётлами летают, но страна живёт своими обычными заботами, предвкушая рассматриваемые Правительством длинные майские праздники и обсуждая продление дачной амнистии и повысившиеся цены на отдых в Сочи.
В прошлом году конец апреля с его карантинами, QR-кодами на выход и выезд и куда более высокой неопределённостью относительно будущего был не в пример тягостнее. Теперь же страна освоилась в обновлённой обстановке, приноровилась жить с надеждой только на себя и на свои грядки в огороде, а потому сильный ветер по верхам уже не представляется обстоятельством непреодолимой силы и вопросом выживания.
Конечно, после таких потрясений, как пережитая всем миром и ещё далеко не закончившаяся в глобальных масштабах пандемия, полагалось бы водяное перемирие с обнулением всех взаимных международных претензий и общим курсом на взаимопомощь. Но складывается так, что волны ковида не приглушили, а только разбудили политические конфликты, грозящие дальнейшей эскалацией.
Рукотворный кризис подбирается, встаёт во весь рост и простирает костлявые конечности не только к России, привыкшей к такому повороту событий, но и к другим странам, которые становятся участниками драмы с перспективой серьёзного обострения.
Иные психологи утверждают, что происходящее на международных перекрёстках и в сфере большой мировой политики – это не столько прямое следствие застарелых противоречий, сколько результат экспансии невиданной эпидемии, которая провоцирует переключение тумблеров на ещё более жёсткие вопросы повестки с повышением ставок. То, что мир под воздействием пандемии становится другим, уже не просто фигура речи, а очевидные реалии, далеко не во всём совпавшие с ожиданиями перемен.
Поговаривают, что в верхах самой востребованной единицей политического лексикона стало происходящее от латинского «correctio» слово «корректировка», которым обозначаются спешные изменения в планах, поправки к проектам и дополнения к нынешнему посланию. Руководящей команде от министра до премьера и от губернатора до президента сегодня приходится идти на вынужденный манёвр, чтобы удержать равновесие и не сбиться с курса.
Самым веским ответом на возрастающее давление пара во внешних котлах был бы новый цикл собирания земель наряду с формированием прочной подпорки для экономики. Премьер Михаил Мишустин не зря летал в Минск согласовывать детали глубокой интеграции, а глава республики Александр Лукашенко не просто так заявил о подготовке важного решения и президентского декрета. Стыковка России и Белоруссии в условиях шторма замкнула бы оборонительные рубежи и обрела бы шанс стать каркасом нового ковчега, которому нипочём и девятый вал в океане. К такому ковчегу напрашивается и швартовка Донбасса, как под прикрытием «Варяга» в заливе у Чемульпо шла канонерская лодка «Кореец».
Но если с боевыми отсеками у такого крейсера полный порядок, то с наполнением трюмов всем необходимым для долгого автономного похода пока что выходит загвоздка.
Если положиться на данные Росстата, то жизнь внутри страны налаживается, намечаются и определённые позитивные сдвиги в экономике.
Но операторами процессов выступают не только менеджеры вертикали власти, но и внешние силы, которые также активно трудятся на российском направлении по системе удалёнки. Кроме того, неустойчивость некоторых элементов конструкции и грубоватый подход отдельных бригад политических слесарей к администрированию узлов и гаек могут сыграть совсем не ту роль, на которую рассчитывает верховное командование.
Очевидно, что страна находится на той развилке, которая предполагает принятие экстренных решений о дальнейшем маршруте с тонкой настройкой всего навигационного и ходового оборудования. Перемены неотвратимы, но лучше, если бы они обошлись без катаклизмов и новой череды испытаний, а учения на западных границах ограничились бы холостыми выстрелами.