Все хотят мира, но готовятся к войне

Все хотят мира, но готовятся к войне

Политика 07 августа 2025 Константин Джултаев

Впервые с начала вооружённого конфликта на Украине все вовлечённые в него участники заявляют о готовности к перемирию. Дональду Трампу оно поможет улучшить пошатнувшийся имидж и претендовать на нобелевскую премию, Москве – сохранить нефтегазовые доходы, Владимиру Зеленскому – шанс красиво оставить президентский пост, европейским лидерам – удержать экономики своих стран от обвала. То, что прекращение огня может оказаться недолгим, сегодня никто публично говорить не рискует. Под пацифистские речи все стороны готовятся к новому раунду противостояния и насилия.

Хаотичность и непредсказуемость принимаемых Дональдом Трампом решений позволяет ему оставаться одним из немногих мировых лидеров, сохранивших способность создавать мировую повестку. Ещё месяц назад все были уверены, что после очередного провального кавалеристского наскока президент США потерял всяческий интерес к мирному урегулированию на Украине. Но именно во время этой паузы участники конфликта осознали, что затягивание переговоров обойдётся им дороже, чем продолжение боёв.

Россия оказалась на бюджетно-экономической развилке. Ставшая стандартной за последние годы фраза «санкции нас делают сильнее» окончательно вошла в противоречие с реальностью. По данным Минфина РФ, июль стал третьим подряд месяцем, по итогам которых нефтегазовые доходы федерального бюджета оказались ниже заложенных в бюджете – 787 млрд против 828 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился на 27 процентов. И на изменение этой динамики, в том числе, на рост котировок Brent, пока рассчитывать не приходится.

Согласно предварительным данным Минфина, в январе-июле дефицит федерального бюджета достиг 4,879 трлн рублей (2,2 процентов) ВВП. Это больше, чем прогноз дефицита по итогам всего 2025 года. Объём ликвидных средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ) при этом по состоянию на 1 июля 2025 года оценивается всего в 4,12 триллиона рублей.

Именно поэтому точечное решение Трампа о введении дополнительных тарифов против Индии вызвали немалую тревогу у специалистов.

Эта страна – крупнейший на сегодняшний день импортёр российской нефти (1,72 млн баррелей в сутки). РФ обеспечивает до 45 процентов потребности индийской экономики в углеводородах. В подписанном американским лидером указе говорится, что аналогичные меры могут быть приняты и против других торговых партнёров Москвы. Трамп официально заявил, что им может стать Китай. А Пекин уже неоднократно доказывал, что в любой непонятной ситуации будет отстаивать свои собственные, а не российские интересы.

Европу Дональд Трамп прижал к экономической «стенке» чуть раньше. В рамках своего крестового похода против «глубинного государства» (одним из оплотов которого всегда являлась Европа) президент США заключил с Брюсселем в конце июля крайне невыгодное для последнего торговое соглашение. По оценкам издания Deloitte, для одной только Германии соглашение обернётся ежегодными убытками в размере около 30 миллиардов евро. Сильнее всего пострадает машиностроительный сектор. В том числе, потеряют конкурентоспособность на американском рынке такие гиганты автомобилестроения, как Mercedes, Audi, Volkswagen и Opel.

Трамп додавил ЕС и принялся угрожать России

Добровольное следование Евросоюза в фарватере Вашингтона в обмен на гарантии безопасности сменяется жестким диктатом и ещё большей зависимостью в военной сфере – теперь Европа будет воевать с Россией как американское прокси, оплачивающее за свой счет оружейные поставки из метрополии.

Перейти к материалу

Премьер-министр Франции Франсуа Байру назвал торговое соглашение между ЕС и США актом «покорности» перед Вашингтоном и «чёрным днём» для Европы. Париж призывал переговорщиков ЕС занять более жёсткую позицию в отношении Трампа, пригрозив ответными мерами. Именно поэтому американский лидер с максимальным пренебрежением отнёсся к мнению президента Франции Эмманюэля Макрона в ходе обсуждения украинского урегулирования. Последний даже не получил приглашение участвовать в телефонном разговоре президента США с Владимиром Зеленским.

Президент Украины получил отдельное напоминание, что его никто не считает субъектом политического процесса. После попытки Зеленского ослабить контроль за своей командой со стороны Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры Украины на улицах Киева начались протесты. А Европейский комиссар по вопросам расширения ЕС Марта Кос подчеркнула, что данные шаги затруднят процесс вступления Украины в Евросоюз. Учитывая, что после окончания СВО Киев будет обязан провести новые президентские выборы, последнее заявление равносильно «чёрной метке» мнением обладателя которой будут интересоваться в последнюю очередь.

Закон не по понятиям

Многодневные протесты на Украине не остались незамеченными за рубежом, однако на Западе пока не вызвали особого резонанса. Закон, ограничивающий полномочия украинских антикоррупционных институтов, вызвал раздражение своей явной антидемократичностью, но не более.

Перейти к материалу

При этом и сам Дональд Трамп находится в безвыходном положении. Будучи по своей природе нарциссом и самовлюблённым политиком (в прессе то и дело муссируется тема о претензиях американского лидера на Нобелевскую премию мира) он психологически зависит от рейтингов поддержки со стороны избирателей. Проведённый в последних числах июля Reuters/Ipsos опрос показал, что уровень одобрения проводимой Трампом политики снизился до 40 процентов. Это самый низкий показатель за время второго президентского срока Трампа. Для исправления ситуации ему нужна быстрая и сокрушительная победа на любом направлении. Например, на украинском.

При этом вопрос, как будут развиваться события после заключения перемирия, сегодня особенно никого не интересует. Перемирие не разрешит базовые противоречия между участниками конфликта. Они попали в положение, которое в шахматах называют цуцвангом, когда любой последующий ход только ухудшает сложившееся положение вещей. А это значит, что рано или поздно дипломаты вновь уступят место пушкам.