Закон не по понятиям

Закон не по понятиям

Политика 26 июля 2025 Анна Цыба

Многодневные протесты на Украине не остались незамеченными за рубежом, однако на Западе пока не вызвали особого резонанса. Закон, ограничивающий полномочия украинских антикоррупционных институтов, вызвал раздражение своей явной антидемократичностью, но не более. Не совсем понятно, кто является «заказчиком» протестов, но опасность их расширения и радикализации вызывает на Западе гораздо большее беспокойство, чем почти полмиллиарда долларов, которые украинские чиновники уже успели украсть в этом году.

Президент Украины Владимир Зеленский, во вторник подписавший скандальный закон об ограничении деятельности Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), никак не ожидал того, что за этим последует. Ошарашенный многотысячными протестами, которые прошли не только в Киеве, но и в других украинских городах, неприятно поражённый критикой со стороны своих европейских союзников, которые до сей поры полностью и беспрекословно поддерживали любую его прихоть, Зеленский испуганно дал задний ход и уже двое суток спустя отменил собственный же указ.

Разговор, которого не было

Звонок президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен застал Зеленского врасплох – впервые после начала СВО Брюссель был недоволен своим «протеже» и требовал объяснений. Владимир Зеленский даже сгоряча зачем-то отверг тот факт, что такой разговор состоялся вообще, видимо, не желая показаться в глазах населения зависимым от кого бы то ни было. Тем не менее, абстрагируясь от заявлений украинского президента, пресс-служба Еврокомиссии всё же сообщила следующее. Фон дер Ляйен выразила «сильное беспокойство» тем, что новый антикоррупционный закон может ослабить силу и контроль антикоррупционных органов Украины, очевидно, уже порядком «насоливших» некоторым высокопоставленным украинским чиновникам.

Согласно статистике НАБУ, только в первом полугодии 2025 года бюро удалось раскрыть преступления коррупционной направленности на общую сумму в 440 млн долларов в отношении 27 представителей власти Украины – чиновников, депутатов, директоров государственных предприятий.

Ограничение полномочий обоих антикоррупционных ведомств фактически поставило бы крест на возможности проводить собственные независимые расследования в отношении высокопоставленных чиновников, так как все ключевые функции были бы переданы под контроль генпрокурора.

– Уважение верховенства закона и борьба с коррупцией являются основными элементами Европейского Союза. Как страна-кандидат, Украина обязана полностью соответствовать этим стандартам. И компромисса здесь быть не может, – прокомментировали ситуацию в Брюсселе, жёстко обозначив для Киева условия задолго до вступления страны в Евросоюз.

Что дальше?

Новый закон, который украинское правительство подготовило для голосования в Раде, несколько успокоил Еврокомиссию, однако очевидно, что за развитием событий и тем, как украинское руководство поведёт себя в отношении протестного движения, разрастающегося на глазах, будут следить более чем внимательно как из Брюсселя, так и из Вашингтона. И если в отношении нового закона будет действительно дан задний ход, и запрошенные Брюсселем поправки скрупулёзно будут перенесены на страницы украинского законодательства, то будет ли таким же аккуратным и внимательным поведение украинских властей в отношении протестующих?

Пока что западная пресса и европейское руководство не уделяют особого внимания произошедшему, однако станет ли этот момент переломным?

Многие из вышедших на улицы и площади Киева, Николаева, Харькова, Одессы и других украинских городов выражают недовольство не только новым антикоррупционным законом, но и действиями президента Украины Зеленского и главы президентского офиса Андрея Ермака – об этом свидетельствуют не только выкрикиваемые манифестантами лозунги и транспаранты, но и сожжённые неизвестными портреты обоих украинских политиков, которых некоторые протестующие называют «диктаторами», «предателями» и «убийцами демократии». Растёт возмущение и жёсткими действиями украинских ТЦК. Эти и другие вопросы могут стать переломными в формировании настроений украинского общества, не в первый раз выходящего на демонстрации и уже привыкшего уповать на действенность протестов, не важно, кто и каким образом их организует. Тем более, что многим украинцам терять уже больше, действительно, нечего. Именно это и вызывает беспокойство у привыкшего к управляемым демократиям Запада.