Новый состав Госдумы планируют обновить за счёт волонтёров и узнаваемых общественников: Екатерины Мизулиной, Нюты Федермессер, Марии Бутиной. В списках многих партий окажутся представители федеральной и региональных общественных палат и Совета по правам человека. По данным источников «Октагона», общественники, которые пойдут в парламент, станут ключевым кадровым ресурсом первого замглавы Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.
Такой план собеседники «Октагона» в Администрации президента приписывают особенностям аппаратной борьбы Кириенко со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Если нынешний председатель нижней палаты опирается на старую гвардию, то Кириенко занят поиском новых лиц. Уже называются и первые кандидатуры, подготовленные в Общественной палате (ОП) для будущего парламентского призыва.
Школа будущих депутатов
По информации источников «Октагона», именно в эти дни решается, кто поимённо из нынешней федеральной Общественной палаты и её региональных подразделений может получить заветный «пропуск» в нижнюю палату парламента.
Сергей Кириенко полон решимости перекроить «володинскую» Государственную думу (нынешний состав образовался в бытность Володина главным идеологом Администрации президента. – τ.) за счёт пресловутых общественников и новых партий, которые создаются сегодня.
Подобная активность, отмечают инсайдеры, уже встречает противодействие со стороны руководства Госдумы.
По мнению директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, Общественная палата сегодня – аквариум, глядя на который, можно будет понять, кто из вошедших в него «пассионариев» как себя поведёт и кто будет готов сменить своё членство там на более весомый депутатский мандат.
– Очевидно, что там уже есть несколько «тяжеловесов», которые собираются в Госдуму. Среди них можно было бы назвать главу Росмолодёжи Павла Красноруцкого или Марию Бутину, недавно вернувшуюся из заключения в США. Это системные люди со своей аудиторией, подходами, медийным ресурсом. Для Госдумы они будут важны как новые лица, способные сменить старые «володинские» кадры, – пояснил Гращенков.
Однако, по его словам, есть и более скандальные личности, например, Ирина Волынец из «Родительского комитета», которая открыто и довольно жёстко критиковала систему. К тому же она постоянно сотрудничала с разными партиями, в основном популистского толка, указал Гращенков. Вместе с тем в 2018 году Волынец отказалась от выдвижения кандидатом в президенты России и поддержала Владимира Путина.
«В целом понятно, что Кириенко нужно формировать Госдуму под новые нужды Кремля, и ситуация у него хуже, чем была у Володина в 2016 году, а значит, и механизмы должны быть более сложными, чем тогда, – ОНФ, «Единая Россия» и праймериз. Тут нужна и оппозиционная повестка, но без перегибов».
Илья Гращенков
руководитель Центра развития региональной политики
Социальная ориентация, акцент на волонтёрстве не противоречат возможности использования Общественной палаты в качестве кузницы верных кадров для Госдумы, отмечает инсайдер «Октагона».
Этому способствует характер наполнения Общественной палаты за счёт регионов: члены палат субъектов разбавляют «традиционный набор» ОП из религиозных деятелей, актёров, спортсменов и руководителей благотворительных фондов.
Глава аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский в разговоре с «Октагоном» указал на то, что в этом году членом Общественной палаты становится Екатерина Мизулина, директор ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета», дочь сенатора Елены Мизулиной.
Мария Бутина – одно из «орудий тяжёлой артиллерии» общественников.Фото: Ксения Шубина/ТАСС
Он также подтвердил, что ОП может стать трамплином для Марии Бутиной: во многом именно за связи с бывшим зампредседателя Банка России Александром Торшиным девушка была арестована в Америке, а после депортирована с пожизненным запретом на въезд в США.
– Сейчас Мария работает на RT, а статус протеже Торшина определённо будет в политических перипетиях полезен, – уверен Игнатовский. Он полагает, что нынешний состав Общественной палаты имеет все шансы стать «школой будущих депутатов».
Тест на лояльность
Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что Общественная палата РФ и её клоны создавались в 2005 году при Владиславе Суркове как пристройка к системе реальной власти: «Замысел был прост: в самой власти не должно быть никакой реальной борьбы мнений и проектов. Дескать, превратим парламент в департамент. Чтобы не расстраивать часть общества, зацикленную на демократии, для неё создавалась рядом с властью этакая “песочница”, где активистам можно было “резвиться” с законодательными и прочими проектами».
– Предполагалось, что палата будет «экспертировать» законопроекты в порядке «нулевого чтения» и предлагать некие дополнения и поправки. А может, даже проявлять общественную законодательную инициативу. Когда это в последний раз происходило? – задаётся вопросами политолог и бывший депутат думы Сергей Станкевич. По его словам, место в ОП отныне выдаётся в качестве статусного вознаграждения заслуженным активистам. – Этакая почётная грамота, с которой впоследствии проще получить кресло в Госдуме. Возможность пройти тест на старательную лояльность. Этап в бюрократической карьере. Пожалуй, пора либо вдохнуть жизнь в этот памятник эпохи «нулевых лет», либо прекратить довольно дорогостоящий эксперимент.
Сергей Станкевич: «Пожалуй, пора либо вдохнуть жизнь в этот памятник эпохи “нулевых лет”, либо прекратить довольно дорогостоящий эксперимент».Фото: Алексей Дружинин/ТАСС
Директор Института современного государственного развития, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Дмитрий Солонников подтвердил «Октагону», что вопрос политического кадрового резерва стоит сегодня максимально остро.
– Рекрутинг политического класса строится по нескольким направлениям. Это регионы и их административный ресурс, медиа и раскручиваемые ими фигуранты, крупные общероссийские структуры и объединения. Среди последних важное место занимает Общественная палата РФ, а также общественные палаты в субъектах федерации. Сейчас как раз очень важный момент для всей вертикально интегрированной структуры ОП. Поскольку именно на общественные палаты возложена функция контроля за проведением общенародного голосования, то от оценки его итогов и будет зависеть системная востребованность или невостребованность кадров Общественной палаты в дальнейшей большой игре. Как на федеральном, так и на региональном уровнях, – пояснил Солонников.
Эксперт признал, что в подавляющем большинстве регионов не приходится говорить о серьёзном противостоянии сил, ориентированных на Кириенко или на Володина:
– Практически везде местная политическая палитра выстраивается под единственного регионального лидера. Исключения единичны, хотя и есть. Поэтому вопрос прихода во власть новых лиц – это прежде всего отстранение от власти лиц, действующих сейчас. Добровольно такой шаг почти никогда не делается.
«Персональный состав Госдумы ещё не утверждён нигде – ни в федеральном центре, ни на местах. Пока сохраняется впечатление, что до выборов в Государственную думу ещё очень далеко. Многим предстоит пережить ещё и единый день голосования – 2020».
Дмитрий Солонников
директор Института современного государственного развития, член Общественной палаты Санкт-Петербурга
Впрочем, глава общественно-политической организации «Новая Россия» Алина Жестовская в подобный рекрутинговый эксперимент не верит:
– Ещё Бречалов (Александр, глава Удмуртии, сопредседатель Центрального штаба ОНФ. – τ.) говорил, что большинство членов Общественной палаты вообще ничего не делает. А в Госдуме сейчас другой тренд: за прогулы пленарок отчитывают и привлекают к дисциплинарной ответственности. Так что никак палата и дума не бьются: это как наших футболистов в состав шахматной сборной включить.
Косвенным подтверждением того, что новая Государственная дума будет прирастать общественниками, является новый волонтёрский проект «Мы вместе!», который создаётся под управлением внутриполитического блока АП. Региональные ячейки «Мы вместе!» должны работать на обновление всей вертикали политического кадрового резерва – от волонтёров и общественников до политиков. Регионам уже дана команда готовить активистов «Мы вместе!» к вхождению не только в органы общественного контроля, но и в представительские органы региональной власти.