Вопрос ликвидации «Корпорации Развития» (КР, бывший «Урал Промышленный – Урал Полярный») к неудовольствию акционеров отложен на 2021 год. Общество не успело достроить в срок инфраструктуру для нефтепровода «Транснефти», и потому, несмотря на удобный момент для закрытия – деятельность КР не соответствует закону «Об акционерных обществах», – проект полпредства просуществует ещё больше года.
«Корпорация Развития» отложила на 2021 год срок сдачи полигона утилизации промышленных и твёрдых бытовых отходов в Тазовском районе ЯНАО и сетей внешнего снабжения для него. Другой долгострой – канализационно-очистные сооружения в районе Коротчаево – будет сдан в сентябре 2020 года. По обоим объектам сроки сдачи неоднократно переносились. На этот раз в КР уверяют, что готовность инфраструктуры для нефтепровода Заполярье – Пурпе составляет 95–100 процентов.
Работы для «Трансефти» – одно из двух оставшихся в портфеле КР направлений работы. Согласно отчётам, корпорация «осуществляет содействие в реализации» «Северного широтного хода». За формулировкой скрыта подготовка к передаче моста Ямалу. Суд уже вынес решение.
Активы попросили на вывод
Ямало-Ненецкий автономный округ, Югра и Тюменская область – основные регионы – акционеры «Корпорации Развития», которые вложились на старте проекта с подачи уральского полпредства, учредившего общество. Теперь аппарат полномочного представителя президента не имеет даже формального отношения к КР (все представители вышли из наблюдательного совета и органов управления), следом вывод активов начали регионы.
ХМАО забрал завод «Полярный кварц», в конце 2019 года была заключена сделка по передаче доли в уставном капитале ООО «Урал Промышленный – Полярный № 1» Челябинскому электрометаллургическому комбинату (КР занималась малой генерацией на Южном Урале).
Ямальский мост – последний крупный актив, который будет выведен из структуры «Корпорации Развития».
И если бы не стройка для «Транснефти», на этом жизнь КР была бы оборвана. Оставшиеся акции дочерних обществ и имущество (на конец 2019 года стоимость активов оценена в 27,6 млрд рублей) могли бы пойти с молотка.
Убытки придётся потерпеть
О ликвидации КР заговорили после назначения полпредом президента в Уральском федеральном округе Николая Цуканова. Но вопрос снова поставлен на паузу.
«Обществом прорабатываются планы по трансформации или реорганизации, оптимизации деятельности, сокращению расходов. Общество не планирует ликвидацию в ближайшей перспективе. Руководством совместно с наблюдательным советом и акционерами прорабатываются варианты трансформации корпорации», – говорится в годовом отчёте акционерного общества.
Первым будет принято решение об уменьшении уставного капитала, чтобы привести его в соответствие с размером чистых активов. Сейчас уставный капитал (31,3 млрд рублей) превышает их стоимость, что противоречит Федеральному закону «Об акционерных обществах» и является основанием для ликвидации КР.
По итогам 2018 года «Корпорация Развития» получила убыток на сумму более чем 4 млрд рублей, финансовый итог прошлого года – минус 1,7 млрд рублей.
Акционеры, ранее публично заявлявшие о своём недовольстве корпорацией, теперь не комментируют новые фиаско структуры.
– Выполнены все главные условия: важные активы переданы регионам, непрофильные – продаются, бюджетных денег больше не потребуется, расходы на бонусы менеджменту сокращены до ноля. Теперь мы просто ждём, когда «Корпорация Развития» выполнит свои обязательства и закроется, – сообщил «Октагону» источник в Тюменской области. Спокойствия акционерам добавили решения судов о прекращении дел о банкротстве КР.
О явном нежелании педалировать конфликт вокруг «Корпорации Развития» говорит тот факт, что вопрос со сверхвысокими зарплатами менеджмента по-прежнему не решён. Количество сотрудников в КР за год сократилось с девяти до шести человек, фонд заработной платы уменьшился до 38,3 млн рублей (почти на 20 млн), но при этом среднемесячная зарплата на одного сотрудника всё ещё больше полумиллиона.
В 2020 году планируется завершить процедуры ликвидации дочерних обществ со стопроцентным участием корпорации («Строительная компания Развития», «Северсетьразвитие», компании горнорудного блока «Геологоразведочное предприятие», «Яны-Турьинский магнит», «Оторьинский уголь», «Лаптапай хром» и другие). Ликвидацией займётся уже новый гендиректор – как писал «Октагон», место Сергея Черняева занял Анатолий Незнаев.