В преддверии высокого туристического сезона пост министра курортов и туризма Крыма покинул Вадим Волченко, который продержался на этой должности без малого семь лет. Почти рекорд для крымского правительства, где, например, за 10 лет сменились девять министров транспорта и семь министров ЖКХ. Увольнение последнего из них, Сергея Донца, произошло на фоне водного коллапса в Евпатории, жители которой на семь суток остались без воды. Причины увольнения Волченко не такие явные, и, как утверждают эксперты, связаны они в первую очередь с вялотекущей работой ведомства, которое так и не смогло превратить Крым в оазис для российского туриста и не справилось с задачами, поставленными Кремлём. В кулуарах местного совета министров говорят о другом: ушёл человек Дмитрия Киселёва, пришёл человек Владимира Константинова, возможно, более заточенный под приоритеты нового времени.
Не до джаза
Вадим Волченко, который до министерского кресла руководил региональным отделением МИА «Россия сегодня», считается человеком телеведущего и главы медиагруппы Дмитрия Киселёва, долгое время имевшего интересы в Крыму. В 2003 году Киселёв основал в Коктебеле знаменитый джаз-фестиваль, а затем построил там на видовом склоне виллу, где однажды даже прошёл брифинг официального представителя МИД РФ Марии Захаровой.
Все последующие годы Киселёв планомерно лоббировал своё видение развития легендарного курортного посёлка. Например, был инициатором застройки уникальной Тихой бухты, расположенной рядом с границами ландшафтно-рекреационного парка. Он предлагал построить на территории, где произрастают краснокнижные растения, элитный гольф-клуб с полем площадью 60 гектаров, гостиницей и рестораном, а параллельно всячески критиковал дикий туризм и называл нынешний Коктебель «уходящей эпохой», в которой «полупьяный человек в одних бусах танцует на набережной за водку». Однако идея застройки бухты вызвала шквал критики со стороны местных жителей, а после начала специальной военной операции и вовсе стала неактуальной, равно как и предложение создать в Коктебеле яхтенную марину на 55 яхт, проект которой в 2018 году внесли в генплан муниципального округа. Яхтенная марина должна была располагаться практически под виллой телеведущего.
Ничего не вышло и с «Коктебель-парком». Проект культурно-туристического кластера предварительной стоимостью 5 млрд рублей совместно разрабатывали министерство курортов и туризма и Корпорация развития Республики Крым. В Коктебеле предлагали создать ландшафтный парк, фестивальный центр, бизнес-площадки и многое другое. На создание концепции, которую заказали команде продюсера и театрального режиссёра Эдуарда Боякова, выделили 7 млн рублей. Половина из них, как выяснила Счётная палата Крыма, была потрачена не по целевому назначению. Позже проект заморозили.
21 августа года. Музыкальный фестиваль Koktebel Jazz Party.Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Заморожен и раскрученный джазовый фестиваль. В июне 2022 года Киселёв сообщил о переносе дат проведения мероприятия на неопределённый срок из-за «текущей геополитической ситуации».
Сейчас, как рассказывает «Октагону» председатель общественной организации «Гражданский актив Коктебеля» Борис Яремко, телеведущий и вовсе перестал бывать в легендарном посёлке – дом на склоне давно пустует.
Статистическая функция
Официально решение о смене министров глава Крыма Сергей Аксёнов объяснил плановой ротацией кадров «с целью повышения эффективности управления». Отставка Вадима Волченко стала для турбизнеса республики неожиданностью, однако представители отрасли полагают, что со сменой министра для них мало что изменится. В крымском отделении Российского союза туриндустрии заявили, что в последнее время роль министерства начала «сводиться к некой статистической функции».
Примерно о том же говорят и в ассоциации «Туристический альянс Крыма», отмечая, что министерству не хватает рычагов влияния на турпоток.
– По моему мнению, у нашего министерства, к сожалению, не очень много возможностей управлять туристическими процессами, кроме информационных и рекламных действий. Сегодня никаких серьёзных финансов через него не идёт. Крымское министерство курортов и туризма – это такой информационно-консультационный орган на самом деле, – комментирует президент ассоциации «Туристический альянс Крыма», директор компании «Тур Этно» Андрей Пылов.
Последние пару лет Крым изо всех сил старался сохранить турпоток, с огромным трудом наработанный к 2021 году – тогда на полуостров приехали 9,5 миллиона человек. Однако он неумолимо таял, и в прошлом году Крым посетили 5,2 миллиона туристов, что на 20 процентов ниже уровня 2022 года. Помимо числа туристов, проблемой стал и их возраст. Вадим Волченко несколько месяцев назад признавал, что основной контингент отдыхающих в Крыму составляют пенсионеры, поскольку для молодёжи нет подходящих активностей. После того как в 2021 году полиция и Роспотребнадзор окончательно закрыли фестиваль электронной музыки Z.Fest, родившийся на обломках легендарного «КаZантипа», отвечать за привлечение молодого поколения на полуостров стал исключительно арт-кластер «Таврида», но масштабного успеха при активной информационной поддержке он так и не получил: в Судаке миллениалам оказалось скучно.
Коктебель теряет статус творческой Мекки Крыма
Хаотичная застройка многоэтажными апартаментами, непродуманный проект реконструкции набережной, уход джаз-фестиваля и активная коммерциализация общественного пространства грозят лишить легендарный Коктебель прежней камерной красоты и ламповости, а творческое сообщество – центра притяжения и вдохновения. Как говорят местные жители, проблем здесь «выше крыши».
Перейти к материалуВ настоящее время почти все крупные проекты, направленные на привлечение туристов и инвестиций, приостановлены: пришлось отложить на неопределённый срок строительство яхтенных марин (помимо Коктебеля, власти планировали построить как минимум две), на долгую паузу поставлен проект создания отечественного аналога Диснейленда – «Ялта-парка» стоимостью 16 млрд рублей (вложить средства планировал бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв), непонятна ситуация с детский оздоровительным кластером в Евпатории, с большими задержками строится игорная зона «Золотой берег» в Кацивели. Не появился и современный горнолыжный курорт на Ай-Петри, до сих пор там нет и оборудованной трассы для трекинга и зон активного спорта. Вместо инвестиций на плато – бесконечный хаос торговых палаток, курируемых местным депутатом. В 2021 году Вадим Волченко анонсировал обустройство бесплатных мест люксового отдыха у воды – лакшери-пляжей во всех крупных городах республики, – но и с этим не вышло. Более того, в этом году пришлось на четверть сократить количество обычных работающих крымских пляжей – многие из них не успели привести в готовность после мощного шторма, который обрушился на регион осенью прошлого года, часть закрыта из соображений безопасности.
Новый министр
Должность главы минкурортов (пока в качестве врио) занял неизвестный широкой общественности 42-летний Сергей Ганзий, до этого работавший заместителем начальника организационного управления аппарата Государственного совета Республики Крым по туризму, курортам и спорту. В предвыборном видеоролике (беспартийный Ганзий шёл по списку «Единой России» на выборы депутатов крымского Госсовета третьего созыва) новый министр туризма в числе своих главных заслуг называет принятие программы развития туризма в Симферополе, запуск троллейбусных и пешеходных экскурсий по городу и открытие туристско-информационного центра на железнодорожном вокзале. Госсовет, который возглавляет секретарь крымского отделения «Единой России» Владимир Константинов, уже согласовал кандидатуру Ганзия на должность министра.
Крымскому министерству туризма не удалось сделать полуостров привлекательным для молодёжи.Фото: Андрей Рубцов/ТАСС
– Нового министра мы пока не знаем, немного обеспокоены, поскольку информации о нём в интернете практически никакой нет. Мне пишут члены ассоциации, переживают. Я их стараюсь успокоить, что сейчас человек войдёт в должность, мы назначим встречу и пообщаемся. Ранее ни один министр нам не отказывал во встрече и общении, поскольку понятно, что бизнес делают люди, а в Крыму индустрия на 80 процентов состоит из малых отелей. У меня тревоги нет, крымский бизнес стрессоустойчивый, – делится член Экспертного совета РФ по туризму в Госдуме, президент Ассоциации малых отелей Крыма Наталия Стамбульникова.
Как замечает источник «Октагона» в совете министров Крыма, смена Волченко может говорить о том, что министерство будут переформатировать:
– Волченко был человеком Киселёва. Его буквально навязали Аксёнову, который долго противился уговорам о назначении, однако после очередного провала тогдашнего министра Сергея Стрельбицкого всё же принял положительное решение. Не сказать, что у Волченко было много провалов, скорее шла стандартная вялотекущая работа, но теперь время изменилось, приоритеты изменились.