Тонкая перенастройка миграционной политики

Тонкая перенастройка миграционной политики

Политика 07 октября 2024 Вера Зелендинова

Госдума начала рассматривать пакет законов о регулировании миграции. Судя по их содержанию, стратегия государства на этом направлении нацелена на усиление санкций в отношении профильных государственных органов и их сотрудников, а также других структур за действия, которые и ранее квалифицировались как нарушение закона. Очистка авгиевых конюшен миграционной политики начнётся с наведения порядка внутри российской системы, а решения, которые могут не понравиться среднеазиатским партнёрам, отложены на неопределённое время.

Запоздалые, но необходимые меры

После принятия внесённых в Госдуму инициатив действия по организации незаконной миграции, совершённые группой лиц или в целях совершения тяжких преступлений, попадут в разряд особо тяжких преступлений и будут наказываться лишением свободы на срок от 8 до 15 лет, штрафом в 3–5 млн рублей и лишением права занимать определённые должности. Конфискация имущества за эти правонарушения не предусмотрена, хотя незаконная миграция, независимо от её целей, является весьма прибыльным криминальным бизнесом.

За изготовление или оборот поддельных документов для мигрантов, а также за их фиктивную регистрацию и постановку на учёт предусмотрены санкции в виде лишения свободы сроком от двух до шести лет для физических лиц, а также штрафы от 5 до 10 млн рублей с конфискацией – для организаций. При повторном совершении этих преступлений штраф может быть увеличен до 60 млн рублей.

Планируется ввести регламент внесудебной блокировки сайтов, предлагающих мигрантам незаконные услуги (оформление документов, патентов, регистрации) и запретить посредническим организациям принимать у мигрантов экзамены, дающие право на получение сертификатов о знании русского языка, истории и основ российского законодательства.

Сами мигранты фигурируют только в одном пункте обсуждаемого пакета. Он касается совершения преступления теми, кто незаконно находится на территории России.

В этом случае нелегальный статус предложено считать отягчающим обстоятельством совершения правонарушения. То есть преступников-нелегалов будут не высылать из страны, а помещать в места заключения, где они продолжат создавать исламистские ячейки и вовлекать в них российских мусульман, превращая пенитенциарную систему в инкубатор терроризма.

Критические замечания в адрес пакета законодательных инициатив можно описать расплывчатой формулой «хорошо, но многого не хватает». В целом меры по закрутке гаек внутри российской системы признаются правильными и давно назревшими. Отдельный вопрос – как добиться их реализации от развращённой незаконными доходами системы.

Дефекты исполнителей

Борьба с незаконной миграцией интенсифицировалась полгода назад после теракта в «Крокус Сити Холле». Участившиеся и более строгие проверки документов позволили немного сократить приток лиц, ранее совершивших правонарушения, а нелегалов, в том числе пользующихся поддельными документами, стали чаще выдворять из страны.

Пронизанная коррупцией и взятками система ответила на эти меры корректировкой перечня предоставляемых услуг. В частности, на фоне снижения количества нелегалов зафиксирован рост числа тех, кто получает российское гражданство в первые месяцы нахождения в стране. То есть налицо переток из категории «нелегал» в категорию «гражданин». Получить российский паспорт стало проще, что привело к двукратному падению размера взятки. Раньше нужно было заплатить 200 тыс., а теперь 80–100 тыс. рублей.

Проверка документов на Красной площади.Проверка документов на Красной площади.Фото: Олег Елков/ТАСС

В этом преступном бизнесе задействованы практически все игроки рынка незаконной миграции. Специализированные сайты дают информацию, куда следует обращаться, центры дополнительного образования фабрикуют справки о сдаче экзаменов, госорганы выдают на их основании сертификаты, патенты или паспорта, а в качестве оптовых заказчиков выступают главы этнических диаспор. На днях подобная ОПГ была обнаружена в Иркутской области.

Пытаясь избежать наказания, участники этих преступных схем втягивают в них сотрудников правоохранительных органов, превращая их из борцов с нелегальной миграцией в её «крышу». А при заведении уголовных дел взятки несут в суды. Разворошить и выкорчевать эту проросшую в российскую систему грибницу будет непросто. Некоторую надежду на достижение результатов внушают строгость новых законов (сесть на 10–15 лет не хочет никто) и запрос на подобные меры со стороны общества. Но оно ждёт от власти и других принципиальных решений.

Повестка на послезавтра

Сегодня Госдума обсуждает пакет ужесточающих миграционную политику законов, завтра властные институты должны будут добиться их правоприменения, но это только начало. На повестке давно стоят как минимум четыре разноплановые задачи: покончить с нелегальной миграцией, пресечь незаконную легализацию приезжих, ограничить миграционные потоки и организовать адаптацию к российским реалиям новых граждан и членов их семей.

Пока начали заниматься только первой и второй проблемой, а две другие вынесены за скобки, хотя о них говорят и в интернете (глас народа), и депутаты Госдумы, и даже такие высокопоставленные должностные лица, как заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев, предложивший запретить сезонным рабочим привозить с собой семьи (сокращение миграционного потока) и обязать детей новых граждан учить русский язык (адаптация к российским реалиям). Первое из этих предложений можно реализовать через волевое решение, второе потребует серьёзной работы с детьми новых граждан и их родителями.

Школьный тупик

Вопрос обучения русскому языку обострился из-за засилья в некоторых школах детей мигрантов, которые не в состоянии усваивать программу на малознакомом языке, что негативно сказывается на образовательном процессе. На первое место вышла задача защитить школу, учителей и других учащихся от негативных последствий присутствия «понаехавших». В рамках её решения выдвинут ряд предложений, в том числе создание специализированных классов и приглашение учителей из среднеазиатских республик. Их суть – помещение детей мигрантов в национальные резервации.

На эту проблему можно посмотреть и в другом ракурсе.

Если российская власть раздаёт паспорта РФ ради решения демографической и производственной проблем, ей придётся заняться созданием системы полноценной адаптации новых граждан и в первую очередь их детей.

Тем более что их количество, учитывая среднеазиатскую традицию многодетности, будет расти с каждым годом. Краткой подготовки и обязательной диагностики, дающей право на обучение в российской школе, как предлагают в Госдуме, для этого недостаточно. Непонятна и формулировка о «праве на обучение». Она противоречит закону об образовании, запрещающему дискриминацию в этой сфере.

Только школа, в которой учатся и постепенно взрослеют в течение 11 лет, может погрузить детей мигрантов в местную культуру и превратить их в полноценных членов российского общества. Но это возможно лишь при поддержке полностью лояльных России родителей. Такие семьи есть, и их не так уж мало. Но как быть с деструктивным поведением всех остальных, никто не знает. Пустить ситуацию на самотёк тоже нельзя. В этом случае через 10–15 лет страна получит ещё одну головную боль в виде совершенно автономного и враждебного России мини-социума.