- Борьба с миграцией ушла в свист
- Ужесточение миграционной политики не пугает приезжих
- Замещающая миграция: когда пожар тушат керосином
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин направил в Государственную думу предложения по ужесточению миграционного законодательства. Документ стал единственным более-менее внятным ответом властных институтов на громкие требования общества навести порядок в этой сфере. Конкретное содержание этих политически выверенных и оттого половинчатых мер показывает, насколько запущенным, глубоким и разносторонним является этот кризис.
Миграционная политика последних 22 лет – с момента принятия в 2002 году закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» – привела к перекосам на рынке труда и стала угрозой национальной безопасности.
Запрос на чрезвычайные меры
Сегодня миграционный кризис вышел на новый уровень. Количество непрерывно приезжающих в Россию мигрантов дало качественный эффект. Агрессивное поведение гостей разрушает уклад жизни российского общества, и дело не только в росте преступности. Приезжие держат в страхе целые районы, этот террор распространился не только на ночные улицы, но и на школы, детские и спортивные площадки, поликлиники и даже детские сады.
Количество таких эксцессов увеличивается, это вынуждает российских граждан объединяться, чтобы защищать женщин и детей, давать отпор вооружённым нападениям и отслеживать работу правоохранителей, которые зачастую уклоняются от исполнения своих прямых обязанностей.
Некоторые околовластные пропагандисты осуждают эту самоорганизацию, обвиняют граждан в разжигании межнациональной розни. Но её реальным источником являются мигранты, демонстрирующие презрение к стране, которая открыла для них свои границы, и населяющим её людям. В сложившейся ситуации бессмысленно рассказывать о том, что неадекватно ведут себя не все приезжие. Это действительно так, но воронка безнаказанной агрессии затягивает в себя всё больше иностранной молодёжи, подростков и даже детей.
Доля мигрантов уже составляет больше 10 процентов населения России, и их число растёт: одни едут через границу, другие везут семьи и рожают новых детей.
Ряд экспертов предлагает начать разгребание проблем с закрытия границ, чтобы получить возможность навести порядок среди тех, кто уже въехал. Но власти на такую меру не пойдут, чтобы не раздражать среднеазиатских партнёров. Альтернативный вариант – всерьёз закрутить гайки закона и контроля.
Лишение гражданства и высылка из России
Александр Бастрыкин предлагает расширить перечень оснований для лишения российского гражданства, включив в него приготовление, покушение или совершение любого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления. Но этого явно недостаточно. Такой список стоило бы пополнить за счёт любых, в том числе вербальных проявлений экстремизма, ксенофобии и национальной вражды, и наказывать за это не лишением свободы, а высылкой из страны вместе с членами семей.
То же правило должно действовать в отношении несовершеннолетних, потому что, если ребёнок или подросток проявляет агрессию, презрение или неуважение к России и всему русскому, это свидетельствует об антироссийских настроениях его родителей.
Кроме того, глава СК РФ считает, что при вынесении судебного решения нелегальный статус совершившего преступление иностранца должен рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства. То есть вместо высылки из страны преступников-нелегалов будут держать в местах заключения, где они продолжат создавать исламистские ячейки (это происходит с начала 2010-х годов) и вовлекать в них российских мусульман, превращая российскую пенитенциарную систему в кузницу терроризма.
Бастрыкин предлагает ставить иностранных граждан на воинский учёт одновременно с выдачей им российского паспорта.Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Неоднозначно выглядит и предложение «синхронизировать процедуру получения российского паспорта с постановкой на воинский учёт». Оно напрямую связывает права, которыми наделяются получившие российское гражданство мигранты, с их обязанностью служить в армии. Но на практике призыв недавно натурализованных граждан требует участия полиции, доставляющей их на призывные пункты, что тоже может стать основанием для лишения гражданства и высылки из страны (не хочешь служить – отправляйся домой). А их присутствие в воинских частях ведёт к появлению исламистских джамаатов в среде срочников.
Ответственность бизнеса
Ещё одно предложение руководителя СК РФ – ввести персональную ответственность работодателей за соблюдение миграционного законодательства нанимаемыми ими людьми. Не уточняется, какие именно санкции должны последовать в случае нарушения установленных правил. Штрафы, если они не будут огромными, не помогут. Кроме того, Бастрыкин считает, что нужно ввести ощутимый налог на использование труда гастарбайтеров и возложить на бизнес обязанность обеспечения мигрантов жильём и транспортом, чтобы предпринимателям стало выгодно нанимать местных работников.
Одно из предложений главы СК РФ – введение повышенного налога для бизнеса, использующего труд мигрантов.Фото: Олег Елков/ТАСС
Всё это выглядит вполне разумно, но в этом списке обязанностей работодателей не фигурируют такие важные задачи, как культурная и языковая адаптация – главные болевые точки миграционной политики. Во многих местах продажа липовых свидетельств о знании русского языка поставлена на поток. В результате российские паспорта получают практически не говорящие по-русски люди, которые затем привозят в Россию свои семьи.
Эта проблема создана коррумпированными российскими чиновниками. Теперь Бастрыкин предлагает не принимать в школы не владеющих русским языком детей, то есть закрыть для них возможность культурной адаптации в российских реалиях. В результате через 10–15 лет страна получит дополнительную головную боль в виде совершенно автономного и враждебного России социума.
Гораздо разумнее было бы под угрозой депортации обязать уже находящихся в стране мигрантов изучать русский язык и культуру и следить, чтобы то же самое делали их дети.
Но для этого нужно ужесточить наказание за выдачу поддельных свидетельств о сдаче экзаменов и создать систему, заточенную под проведение регулярных занятий. Не пародию на адаптацию вроде часового курса, разработанного недавно Федеральным агентством по делам национальностей, а полноценные лекции и практические занятия, рассчитанные как минимум на полгода. Расходы на эту просветительскую деятельность можно возложить на использующий труд гастарбайтеров бизнес.
Обязанности государства
Из предложения главы СК РФ создать единую базу информации о мигрантах (полные личные данные, даты въездов и выездов, адреса постановки на миграционный учёт и прочее) следует, что, несмотря на разговоры о цифровизации, за 32 года существования Федеральной миграционной службы такая база не возникла. К многочисленным нареканиям к интерфейсу ФМС (огромные очереди, организационная неразбериха и тому подобное) добавились вопросы к внутренней кухне этого органа.
То же самое можно сказать о планах дополнить Кодекс об административных правонарушениях мерами контроля за исполнением постановлений о выдворении за пределы РФ. На сегодня таких правил нет, и это объясняет то, почему высланные из страны мигранты спокойно переезжают в другие города и живут там, а, получив следующее постановление, едут дальше. Они делают что хотят, ведь механизм вынесения постановлений о высылке есть, а контроля за его исполнением нет.
Но главным сюрпризом стало предложение проанализировать рынок труда и определить количество мигрантов, действительно необходимых российской экономике.
Де-факто такая постановка вопроса означает, что, давая в 2007 году отмашку на запуск проекта по трудовой миграции из Центральной Азии и поощряя этот процесс в течение 17 лет, власти не ведали, что творили. На говоривших о диспропорции на рынке труда экспертов не обращали внимания, а Министерство труда и социальной защиты делало вид, что его это не касается.
Сегодня, когда избыток мигрантов поставил страну на грань социального кризиса, эти проблемы вылезли наружу. Их долгое замалчивание свидетельствует о влиянии лоббистов, представляющих интересы использующего труд гастарбайтеров бизнеса. Они и теперь будут саботировать любые ограничения. Но сегодня им придётся иметь дело не с экспертами, а с наделённым правом законодательных инициатив Следственным комитетом, который уже зафиксировал и выставил на всеобщее обозрение основные проколы миграционной политики.