Ответом на миграционную и демографическую проблему стало создание образа врага, на котором вымещается негодование общества. Возникающая дихотомия «трудовые мигранты vs гармошки и косоворотки» проявляется всё отчётливее. С одной стороны, в федеральном проекте «Россия – привлекательная для учёбы и работы страна» заложено ожидание 900 тысяч мигрантов, преимущественно из Центральной Азии. С другой – транслируется предложение Александра Дугина разрешать только нравственно здоровые развлечения – хороводы и путешествия по родному краю.
В список истинных ценностей не включаются прогресс, достижения науки, комфортные условия жизни и возможность свободного общения. Вместо этого в качестве идеалов обществу оставляют то, с чем Россия с разной степенью успеха борется со времён Петра I, – безграмотность, невежество, однобокий взгляд на мир, противодействие прогрессу и даже коррупцию. Предложение вернуться к истокам не влияет на мировоззрение граждан и уж тем более не вдохновляет их на улучшение демографии страны.
Для начала было бы неплохо перестать давить на традиционную многодетность российских семей, где в прежние времена до 15 лет доживал лишь каждый четвёртый ребёнок. Не стоит манипулировать в зависимости от политических целей «русским бунтом» или некрасовским «и пошли они, солнцем палимы». Хорошо бы разобраться в сути соборности и снохачества. И только после всего этого прописать понятие традиционных ценностей, на которые нужно опираться сегодня ради благополучного завтра.
Не даёт ожидаемых результатов и миграционная политика.
Сейчас, говоря о мигрантах, в первую очередь подразумевают дешёвую (и часто бесправную) рабочую силу, которая не требует социальных гарантий, не настроена на то, чтобы дать детям образование, и в случае нехватки средств готова восполнить их чаще всего противозаконно. Этот формат пополнения трудовых ресурсов не позволяет решить главные экономические задачи. В будущем такой подход может вылиться в серьёзные проблемы – от роста преступности до формирования гетто. Сегодняшние попытки предотвратить этот сценарий (призывы «осветлить» Подмосковье, требования заранее обучить детей русскому языку, создать из бывших бойцов СВО отряды для борьбы с мигрантской уличной преступностью) вызывают большие вопросы. Кто просчитает, насколько сильно «осветление» регионов ударит по торговым точкам, которые стали важной частью бизнеса мигрантов? Есть ли уверенность в том, что патрулирование улиц не станет новым форматом крышевания?
Казалось бы, в контриммигрантской и продемографической повестках нет ничего такого, что бы их сближало. Но это не так.
В обоих случаях найдены те, на кого можно направить общественный гнев.
В миграционной повестке это сами мигранты, заинтересованный в прибыли социально дезориентированный бизнес, чиновники всех уровней, легко выстраивающие прибыльные коррупционные схемы в зависимости от создавшихся условий.
С демографией круг ещё шире: желающая встать на ноги молодёжь обвиняется в пропаганде чайлдфри, банки – в неподъёмных ставках по ипотеке, работодатели – в неумении мотивировать сотрудников на деторождение. Врачей, делающих аборты без суда и следствия, тоже легко ловить и обвинять. Виноваты любители домашних животных – в нежелании заменить котёнка парой детей.
Вместо решения глобальных проблем обществом, а точнее, его гневом постоянно манипулируют, подкидывая новых кандидатов для битья. Дело увлекательное, но не решающее вопросы повышения рождаемости, формирования страты компетентных специалистов и создания общественного единения и консенсуса.
Автор – член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема».