Назначение нового министра строительства и ЖКХ многие восприняли как техническую рокировку. Эксперты и телеграм-каналы в один голос твердили, что Ирек Файзуллин и отраслевой вице-премьер Марат Хуснуллин – давно сложившийся тандем, и отставка Владимира Якушева была лишь вопросом времени. Якобы в стройкомплексе страны мало что поменяется – базовые тренды в отрасли уже заложены. Но это не совсем так.
Поменяется многое, но не сразу. Первыми изменения увидят только участники строительного рынка. В Госдуме новый министр строительства и ЖКХ заявил об амбициозных целях: миллиард квадратных метров нового жилья к 2030 году и улучшение жилищных условий для 5 миллионов россиян. Достичь их возможно только в условиях жёсткой централизации всей отрасли. Именно здесь и пригодится передовой опыт Республики Татарстан, откуда вышли Ирек Файзуллин и Марат Хуснуллин.
Первый шаг на пути к централизации уже сделан. Ирек Файзуллин анонсировал законопроект о создании единого государственного заказчика в строительстве.
Документ планируют внести в Госдуму до конца текущей недели. Точно так же, без лишнего шума и пыли, решались вопросы и строились объекты в Татарстане.
Спустя непродолжительное время мы, вероятно, сможем наблюдать «татаризацию» строительного комплекса России. Речь не только и не столько про национальность бенефициаров крупных подрядчиков, которые зайдут на ключевые объекты, хотя и здесь тоже можно прогнозировать перемены. В бытность Марата Хуснуллина строительным вице-мэром Москвы в столицу из Казани подтянулись и заняли ключевые посты в отрасли 46 его верных друзей, а татарстанские строители получали подрядов даже больше, чем петербургские. Тенденция явно будет продолжена.
Окончательно поменяется сам стиль управления стройками, механика принятия решений и формат презентаций результатов руководству страны. Этот процесс уже начался с назначением Марата Хуснуллина вице-премьером, но фигура Владимира Якушева – кстати, протеже Сергея Собянина – явно его притормаживала. Можно предположить, что по уровню централизации стройкомплекс станет ближе к модели, в которой все беспрекословно подчиняются одному боссу.
Якушев отправляется «присматривать» за Уралом, поэтому «сдерживающих факторов» для Хуснуллина теперь вовсе практически нет.Фото: Andreyev Vladimir/URA.RU/TASS
Татарстан успешно реализовывал мегапроекты, во многом связанные со строительством крупных инфраструктурных объектов. Управляя республиканским стройкомплексом, Марат Хуснуллин, а в дальнейшем и Ирек Файзуллин прекрасно проявили себя в подготовке к 1000-летию Казани и Универсиаде-2013. Все запланированные объекты были построены в срок или досрочно и красиво представлены федеральному начальству, что немаловажно. В перспективе обозначен ещё один знаковый для Хуснуллина проект – скоростная автотрасса Москва – Казань.
Стало быть, строить быстрее теперь станут по всей стране.
Марат Хуснуллин это показал на примере Московского метрополитена, продолжение строительства которого сдвинулось с мёртвой точки как раз при нём. Решения будут приниматься с молниеносной скоростью и чаще в закрытом, непубличном режиме. В регионы придёт реновация по столичной модели и вместе с ней – федеральные транши.
Но и сносить то, что мешает, тоже будут лихо. В преддверии 1000-летия Казани в 2005 году город нужно было очищать от трущоб, заодно под бульдозер пошли десятки памятников архитектуры. Всё потому, что руководители Татарстана (в большинстве своём) были весьма далеки от городской культуры, так как вышли из сельской местности. Марат Хуснуллин, кстати, из городских – он родился и вырос в Казани. Но в спасении памятников замечен не был ни в столице Татарстана, ни в Москве. В Первопрестольной за время работы Хуснуллина вице-мэром снесли сотни старинных особняков. К этим историям больше подходит русская пословица: «Лес рубят – щепки летят».
В Первопрестольной за время работы Хуснуллина вице-мэром снесли сотни старинных особняков.Фото: Астапкович Владимир/ТАСС
Но в конце концов строительство – один из важнейших локомотивов для всей экономики, и сохранение его темпов сейчас для страны особенно актуально. К тому же Марат Хуснуллин и Ирек Файзуллин как опытные управленцы наверняка хорошо усвоили метод золотой середины, выраженный в татарской пословице: «Усал булсаң асарлар, юаш булсаң басарлар» («Будешь злым – повесят, будешь мягким – раздавят»).
Динамично развивать строительный комплекс и вводить по всей стране запланированные миллионы квадратных метров особенно важно для Марата Хуснуллина. Так ему будет проще и легче отстроиться от бывшего шефа Сергея Собянина, который вынужден гасить свою популярность новыми коронавирусными ограничениями. А если строительный вице-премьер вместе со своим протеже сможет к весне следующего года решить весьма чувствительный вопрос водоснабжения Крыма, он станет звездой российского политического олимпа.
Примеров такого стремительного восхождения национального кадра на вершины власти немного. Если рассмотреть тревожный XX век и оставить за кадром персону Иосифа Сталина, то так уверенно и последовательно шёл вверх, пожалуй, лишь Гейдар Алиев. Как известно, он остановился в шаге от поста председателя КПСС, не потерял контроля над родиной и после всех перестроечных перипетий вполне реализовался как легендарный президент независимого Азербайджана. Посмотрим, какая траектория уготована Марату Хуснуллину.