С 12 мая в России продолжает действовать режим повышенной готовности, однако наступают некие послабления в части рекомендаций со стороны властей. В частности у нас есть несколько придуманных «режимов», которыми власти оправдывают свои не вполне конституционные решения. «Режим самоизоляции», «режим нерабочих дней», «масочный режим», «карантин» – все это понятия неюридические, но оттого не менее мешающие гражданам жить и выживать в России.
Ухаживая за тропинками
Владимир Путин провёл очередное совещание с правительством и регионами, на котором обсудил этапы выхода из сложившейся ситуации. Ничего нового Путин, по сути, не сказал. Отмена «нерабочих дней» де-факто произошла ещё пару недель назад. Кто мог работать – работали, поэтому президент фактически узаконивает объективную реальность. Это можно назвать методом Будды, как в старой притче, когда Будда, путешествуя по миру, устроился садовником в местный парк, и его задачей было проложить удобные тропинки для посетителей.
Будда не стал ничего делать, а просто разрешил посетителям гулять там, где им удобно, а потом стал ухаживать за протоптанными тропинками.
Так и Путин фактически суммировал те подходы, которые люди «проложили» в обход властей, сегодня придал им законные основания. Да, можно работать, можно гулять, можно заниматься спортом – все и так находили возможности для этого (некоторые умудрялись даже пожарить шашлыки, что уже звучит как анекдот). Теперь же, есть надежда, ослабить изоляционные узы смогут и законопослушные граждане.
Обращение Владимира Путина. 11 мая 2020 года. Что нового? Отмена «нерабочих дней». Де-факто: кто мог работать − работал.Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Конечно, очень плохо, что режим самоизоляции сохранили для людей старше 65 лет. Самому Путину 67 лет, и он должен понимать, что сидеть в четырёх стенах без воздуха – верный путь к болезням сердца, обострению хронических заболеваний и даже к расстройству психики. Этими мерами власть отваживает от себя самый лояльный ранее электорат, который сегодня поражён в правах. Да и ношение масок с перчатками для стариков воспринимается как крайне неадекватная мера, учитывая, что ни сам президент, ни мэр Собянин, никто другой их не носят, ну разве что Беглов.
Есть ли безболезненный сценарий?
Владимир Путин фактически официально дал старт подготовке к голосованию по поправкам к Конституции. Ведь если не провести его до 15 июля, то, скорее всего, сделать этого уже не удастся. Коронавирус в данном случае обостряет ситуацию до предела и сужает коридор времени и возможностей.
Путинская «разморозка» карантина – вынужденный шаг, так как ни Мишустин, ни Белоусов явно не смогут придумать чёткий план по выводу экономики из кризиса к 1 июня, а деньги у населения кончаются.
Путин, конечно, много говорил о пособиях и разовых выплатах, а также о помощи бизнесу. Но это очень маленькие деньги, уповать на то, что они затормозят рост протестной активности и смягчат падения рейтинга власти в целом, было бы наивно.
Поэтому путинские решения можно воспринять как подготовку к суровой осени, когда Конституция должна быть «обнулена» вместе с его сроками, а системе власти придётся держать политический удар.
Именно поэтому регионам дали полномочия, которые они и так всегда имели, а теперь их в очередной раз им подтвердили. Речь идёт о том, что весь груз ответственности ляжет на губернаторов, которые в случае ухудшения экономической ситуации должны будут принять на себя основной удар.
Учитывая, что 20–30 процентов губернаторского корпуса и так будет ротировано в период 2020–2022 годов, часть отставок можно было бы ускорить, списав их под коронакризис. Однако серьёзного роста рейтинга власти эти меры также не дадут, и пока что Кремль планирует линию защиты на короткий срок – осень 2020-го – весну 2021 года.
Смягчение карантина − мера вынужденная. Президент отлично понимает, что люди уже поставлены на грань выживания.Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Обстоятельства могут сложиться так, что рейтинг власти упадёт до самых низких отметок за всё время пребывания Путина у власти. В этой связи может быть принято решение об отмене губернаторских выборов, пересмотре подходов к формированию ГД – в общем, использованы все приёмы по закручиванию гаек в период наибольшей политической турбулентности.
Однако на сегодняшний день ещё сохраняется сценарий сравнительно безболезненного выхода из кризиса. Если к 1 июня стране удастся стабилизировать ситуацию с заражениями, губернаторы откажутся от драконовских мер по отношению к населению, а малый и средний бизнес получит возможность возобновить работу пусть без поддержки, но и без особого давления «сверху», то к 15 июня мы сможем выйти из режима повышенной готовности по европейскому сценарию – плавно и без фатальных потрясений.
Да, восстановление будет долгим, минимум 2−3 года, но будет хотя бы сам шанс на него. Пускай неоНЭП не числится в планах Кремля, но сохранение хотя бы части либеральной экономики в России может помочь избежать ситуации, когда без работы останутся десятки миллионов людей.